Компьютеры с современный мир

Информационно-коммуникационная технология. ИКТ-технологии

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ

по программе повышения квалификации (ПК)

«Обновление деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

в соответствии с требованиями ФГОС»

Тема:

« Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя ОБЖ »

Реферат подготовил:

Емельянова Ирина Валентиновна

Должность:

учитель ОБЖ

Место работы:

МБОУ "ООШ № 21" г.Ангарск

Номер и дата договора:

2016/01-6866-12 от 06.12.2016

4 января 2016 г.

г. Ангарск, Иркутская область

Российская Федерация

Введение

Образование XXI века строится на принципах, во многом отличающихся от предыдущих столетий. Так, основополагающими категориями в процессе обучения стало развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию. Естественным шагом для достижения новых результатов обучения стал поиск нового, соответствующего современному поколению учеников, инструментария педагогики. Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе

В связи с этим в настоящее время в образовании широко применяются информационные технологии. Наиболее востребованными в практике российских образовательных учреждений являются следующие направления использования информационных технологий:

    Компьютерные программы и обучающие системы (компьютерные учебники, диагностические и тестовые системы, тренажеры и имитационные программы, лабораторные комплексы, экспертные системы, базы данных и базы знаний по различным областям, прикладные и инструментальные программные средства).

    Информационные среды на основе баз данных и баз знаний.

    Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

    Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

    Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ

Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки ОБЖ более специфичны, в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключается в следующем:

    Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

    Изучение конкретного Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроках ОБЖ.

Таким образом, Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.

Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятиях учитель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме.

Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет школе.

Мультимедийные технологии открывают возможности учителям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Главная цель учителя, применяющего информационно-компьютерные технологии в преподавании ОБЖ - это эффективный прием преодоления сложности изучения материала путем опоры на активизацию формирования умений и навыков учащихся, развитие умственного мышления и воображения.

Применяя информационно-компьютерные технологии на уроках ОБЖ учитель реализует продуктивную модель обучения, то есть изучение материала, происходит не ради знакомства с самим материалом (с возможной последующей оценкой глубины этого знакомства через ответы на вопросы), как в продуктивной модели, а ради решения определенной задачи. Интерактивное обучение способствует вовлечению всех учащихся в процесс познания, дает возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Этим создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность и, что делает продуктивным сам процесс обучения.

В практике обучения школьников ОБЖ наблюдаются как знаниево-ориентированный, так и личностно-ориентированный подход. Курс ОБЖ предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование определенных умений и навыков поведения школьника при чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера. При первом из названных подходов наблюдается академизм содержания обучения, преобладание деятельности учителя над деятельностью ученика, наличие негативного стимулирования. В случае реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается практический аспект изучаемого материала, приоритет положительного стимулирования. Практические работы в ходе урока ОБЖ в будущем помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях, принять единственно правильное решение, которое позволит свести к минимуму травмы и гибель людей, материальные потери, защитить себя.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.

2. Применение ИКТ на уроках ОБЖ

Подготовка печатных раздаточных материалов

Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам. А также быстро и качественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме.

Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

    Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

    Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников.

Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики.

Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ

При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения.

На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.

Пассивный метод –взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.

Активный метод –учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.

Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения.

Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.

Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам.

На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.

При создании таких слайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются:

Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

- развитие ассоциативного мышления.

В данном случае совместно с детьми определяю проблему и пути ее решения.

На следующем этапе урока – проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока).При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком.

Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока.

Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

Кроме этого в своей работе применяю презентацию:

    как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).

    для развития познавательных процессов;

    патриотического воспитания;

    формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий

Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры и факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даем тест и возможные ответы. Ученик должен найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет.

Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня ЗУН, имеет ряд преимуществ:

    экономит время на выявление ошибок;

    компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

    статистическая обработка результатов дает возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме.

Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. В результате использования тестовых заданий, происходит повышение активности учащихся, растет качество знаний.

Заключение

При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационно-коммуникативных технологий. Их применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:

    Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

    Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

    Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

    Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

    Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ является одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

Список литературы

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров. – М. : Академия, 1999.

    Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / А. П. Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 192 с

    Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / И. Г. Захарова. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 189 с.

    Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

УДК 37.0+371+378

Стрекалова Наталья Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, [email protected], г. Самара

информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании

Аннотация: Активно внедряемые в высшее профессиональное образование информационно-коммуникационные технологии выступают одновременно и как область профессиональных знаний, и как базовые технологии учебного процесса, и как инструмент трансформации образования. Однако вопрос эффективности их использования в учебном процессе до сих пор остается открытым, что требует дальнейших педагогических исследований.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, эффективность информационно-коммуникационных технологий, самостоятельная работа студентов.

Strekalova Natalya Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of department of theory and methodology of professional education Samara State University, [email protected], Samara

information and communication technology in higher professional education

Annotation: Actively introduced in higher professional education information and communication technologies act as both the area of expertise, and how the underlying technologies of the educational process and as a tool for transformation of education. However, the question of their effectiveness in the learning process is still open, which requires further educational research.

Keywords: information and communication technologies, the effectiveness of information and communication technologies, self-dependent work of students.

В соответствии с Федеральной программой развития образования на 2011-2015 гг. выполнении всех мероприятий по развитию образования установлено приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных техно -логий . Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе высшего профессионального образования обусловлена рядом объективных причин.

Во-первых, ориентацией профессионального образования на подготовку специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в условиях глобальной информатизации общества. В данном случае информационно-коммуникационные технологии выступают в качестве осваиваемой области профессиональных знаний.

Во-вторых, способностью данных технологий поддерживать практически все

виды деятельности любого образовательного учреждения: организация, управление и мониторинг учебного процесса; автоматизированное обучение и его информационно-методическое сопровождение; обеспечение доступа к глобальным информационным ресурсам; предоставление современных технологий обработки информации; дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса. В этой ситуации информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как базовые технологии образования, требующие наличия информационной культуры у профессорско-преподавательского состава и студентов.

В результате широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс в высшем образовании получили развитие следующие тенденции: актуализация непрерывного профессионального образования как условия успеш-

ной трудовой деятельности; развитие технологий дистантного обучения и единого образовательного пространства как основных средств непрерывного образования; возрастание значимости самостоятельных работ студентов как способа развития самоорганизации личности и условия дальнейшего самообразования. Здесь уже информационно-коммуникационные технологии выступают инструментом трансформации высшего профессионального образования.

Вместе с тем, до сих пор остается открытым вопрос эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. С одной стороны, анализ научных статей и большой накопленный педагогический опыт в этой области позволяет сделать вывод, что педагогическое сообщество в целом положительно оценивает возможности данных технологий для образования. Констатируется факт, что информационно-коммуникационные технологии создают условия для полноценной реализации традиционных дидактических принципов, выступают мощным средством педагогической и информационной поддержки студента и инструментом, раскрывающим его личностный потенциал , обеспечивают персонификацию образовательного процесса, способствуют более успешному достижению познавательных и профессионально-ориентированных целей , приводят к росту академической и научной мобильности выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда .

Однако все чаще высказываются мнения, что использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе не всегда приводит к улучшению качества обучения, а в определенных ситуациях может даже иметь негативные последствия . Анализ и обобщение этих высказываний позволили нам сформулировать их в следующих тезисах:

Ограничение каналов восприятия информации и сокращение живого человеческого общения между студентом и преподавателем лишает студента психологической адаптации восприятия учебного материала, многозначности объяснений и индивидуального подхода;

Диапазон приобретаемых учебных навыков сужается в пользу технических уме-

ний, сокращая навыки анализа, диалогического общения и взаимодействия, упуская возможность формирования мышления студентов, затрудняя процесс систематизации их знаний;

Чрезмерное увлечение интернет-ресурсами в учебном процессе приводит к усилению информационного давления на личность, к психологической информационной зависимости и десоциализации личности;

Превышение оптимальной информационной емкости учебного материала неизбежно приводит к дезориентации студента в учебном материале и к снижению качества его усвоения.

Таким образом, выявлено противоречие: увеличивая эффективность учебного процесса по одним аспектам (информационная поддержка, автоматизированное обучение, модульность, персонификация и др.), информационно-коммуникационные технологии снижают его эффективность по других аспектам. Разрешение этого противоречия потребовало проведения пилотажных исследований, способных дать ответы на вопросы: какие виды используемых в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий наиболее популярны среди педагогов и студентов? какие из них наиболее эффективны для учебного процесса и при каких условиях использования? какие требования должны предъявляться к электронным образовательным ресурсам, чтобы они были более полезными для учебного процесса? какие отрицательные последствия использования информационно-коммуникационных технологий возможны в учебном процессе?

Пилотажные исследования проводились в Тольяттинской академии управления (ТАУ), опыт информатизации которой составляет более 10 лет: в период с 1998 по 2003 год в ней были разработаны и внедрены в учебный процесс информационная система управления учебным процессом и тесто-тренинговая система. В исследовании принимали участие преподаватели и студенты 1, 2 и 5 курсов обучения. Выборка составила более 70 студентов разных направлений обучения и 30 преподавателей (информатики, филологи, культурологи, иностранцы). Под информационно-коммуникационными технологиями в исследовании понимались: персональные компьютеры с набором об-

учающих и/или тестирующих программ; мультимедийный проектор с интерактивной доской; мультимедийная презентация; открытые учебные веб-курсы.

Анализ полученных результатов показал, что в ТАУ информационно-коммуникационные технологии используются практически на всех или почти на всех курсах и дисциплинах (такой вариант ответа выбрало 88% студентов и 100% преподавателей). Абсолютно все студенты относятся к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе положительно, из них 44% отметили, что их использование в учебном процессе - это норма. Таким образом, подтверждается высокий уровень информатизации исследуемого учебного заведения.

Самой популярной формой использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе у профессорско-преподавательского состава (см. рис. 1) является презентация (55% используют постоянно, 45% - по мере необходимости) и специализированные программы (53% - постоянно, 15% - по мере необходимости). Использование открытых учебных веб-к°рсов проиоходит -райне редкз (менее 10% опрошенных преподавателей). На наш взгляд, такая ситуация вззможно склодывается из-за того, что презентация является наиболее доступ-сй и ос-оенной технологией для преподаватевей, в то время -ак ис пользование дистантых форм проведения учебного процесса требует не только высоко уровня

информатизации учебного заведения, но и повышения квалификации преподавателей в этой области.

Одновременно практически все преподаватели (95%) отмечают высокую эффективность презентация для учебного процесса за счет наглядности изучаемых материалов и, как результат, более глубокое усвоение учебного материала студентами. Эффективность презентации в этом аспекте подтвердили 56% опрошенных студентов, остальные же относятся к презентации как к возможности отдохнуть и расслабиться во время занятия, позаниматься своими делами. Таким образом, в ходе исследования была выявлена задача поиска особых педагогических приемов и методов использования презентаций на занятиях в целях более глубокого вовлечения студентов в этот процесс, выявления условий, соблюд-ште которых позволит сделать презентацию более эффективной.

Н-смотрв на то, что эффективность презентации подтвердили 56% опрошенных студентов, большинство студентов (88%) все-такв оометило, что для н-х наиболее эффективный способ освоения учебного материала - его обср-дение с преподавателем в режиме диалога (в анкете студенты могли выбрать несколько эффективных способов освоения учебного материала). Таким образом, информатизация учебного процесса не уменьшает значимости живого общения студе нта с преподавателем в рамкае учебного процесса. Такие способы освоения нового материала оак само стоятельное изучение

Рисунок а - Частота использования ркзлизных видов информационно-коммуникационных

ехнологий в учебном процессе

с помощью специализированной программы или по учебной литературе выбрало небольшое количество студентов (25% и 12%, соответственно). Возможно, самостоятельные формы изучения материала для студентов не привлекательны из-за их трудоемкости, а также низкой мотивации студентов к выполнению самостоятельной работы.

По мнению преподавателей наиболее эффективно использование информационно-коммуникационных технологий (см. рис. 2) во время закрепления знаний (9 баллов по 10-ти бальной шкале), объяснения нового материала (7,5 баллов) и проведения контрольных тестов (7,5 баллов). Использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения домашних/самостоятельных работ преподаватели считают менее эффективным (3,2 балла). Опрос студентов подтвердил высокую популярность электронных тестов в студенческой среде - 100% студентов предпочитают сдавать тесты на компьютере, а не в письменном виде, что можно объяснить, на наш взгляд, наличием в тестах механизма мгновенной обратной связи, что сокращает время ожидания результата и снижает психологические нагрузки. Однако, большое количество студентов (75%) предпочитает работать с опубликованными учебными материалами, а не их электронными версиями.

В качестве условий, влияющих на эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, подавляющее большинство опро-

шенных отметило качественную подготовку изучаемого материала (70% преподавателей и 81% студентов) и уровень информационной культуры преподавателя (70% и 56%, соответственно). По другим условиям мнения разделились: преподавателей больше волнует качество работы оборудования и сложность изучаемого материала (55%), а студентов - время использования информационных технологий, в начале или конце занятия (38%). Таким образом, подтверждается значимость психолого-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и необходимость включения в информационную культуру преподавателя соответствующих знаний.

Наличие отрицательных последствий использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе подтверждают половина опрошенных преподавателей (52%), но характер последствий называется разный: нарушение орфографии русского языка, снижение способности работать с текстами и печатными изданиями (26%), влияние на здоровье, зрение и общее состояние студентов (21%), снижение живого контакта (10%), «придание забвению» эффективных традиционных форм обучения (10%). Однако сами студенты оценивают отрицательные последствия для своего организма более радикально: от работы на ПК во время занятий и большого объема учебной информации устают 38% опрошенных; каждый второй устает иногда, в зависимости от

рисунок 2 - Оценка эффективности использования информационно-коммуникационных технологий

в разных видах учебных работ

длительности работы (50%). При этом реакция на такую усталость может быть разной: хочется отвлечься и заняться другими делами (87%), трудно логически мыслить и выполнять задания (50%), появляется головная боль или боль в глазах (37%), повышается раздражительность, агрессия (25%). Интересно отметить, что даже те студенты, которые отметили, что не устают от работы на ПК, выделили те или иные формы усталости. Таким образом, подтверждается наличие проблемы отрицательного воздействия информационно-коммуникационных технологий на организм человека и в какой-то мере на образовательный процесс.

Итак, в результате проведения пилотажных исследований были получены следующие результаты: наиболее популярными видами информационно-коммуникационных технологий для учебного процесса среди преподавателей является мультимедийная презентация и специальное программное обеспечение; наиболее эффективны информационно-коммуникационные технологии в таких видах учебных работ как закрепление знаний, изучение нового материала, проведение тестирования; условиями эффективного использования данных технологий в учебном процессе являются качественная подготовка электронных материалов, уровень информационной культуры преподавателя, качество работы оборудования; использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе может иметь негативные последствия как для здоровья, так и для образовательного процесса.

Сравнительный анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов позволил выявить ряд проблем и наметить пути дальнейшего исследования, результаты которого позволят повысить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и качество высшего образования в целом. Направлениями дальнейшего исследования являются: выявление психолого-педагогических условий эффективного использования информационно-коммуникационных техно-

логий в учебном процессе с учетом проблем негативного воздействия информационно-коммуникационных технологий на качество учебного процесса и здоровье студентов; определение способов развития механизмов самоорганизации студентов и повышения мотивации к выполнению самостоятельных работ, в том числе средствами информационно-коммуникационных технологий; поиск эффективных средств управления самостоятельными работами студентов в условиях единого образовательного пространства и лавинообразных информационных потоков.

Библиографический список

1. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.

2. Колесникова И. А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 12-23.

3. Костяев А. Е. Дидактические основы использования технических средств обучения в учебном процессе школы // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. - С. 147-151.

4. Мотунова Л. Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов // Высшее образование в России. - 2010. -№ 8-9. - С. 151-155.

6. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 07.02. 011 N 163-р // Собрание законодательства РФ. - 28. 02. 2011. - №9, ст. 1255. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. base. consultant. гшНачать работу^^опНпе. cgi?req=doc... (дата обращения 5.01.2013).

7. Сазонова 3. С, Матвеева Е. В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. - 2011. -№2. - С. 103-108.

8 Смушкевич Л. Н., Черепанова М. Н., Моча-лина Т. Я. Влияние компьютерных технологий на современное образовательное пространство // Информационные технологии в образовании и науке: материалы Международной научно-практической конференции ИТ0-Самара-2011. - Самара, М.: Самарский филиал МГПУ, 2011. -С. 166-169.

Мариам Папикьянц
Использование ИКТ в профессиональной деятельности

Использовании ИКТ в профессиональной деятельности

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь решать практические задачи, человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Поэтому информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) используются мною для повышения эффективности образовательного процесса.

На протяжении всей педагогической деятельности в своей работе регулярно использую информационно-коммуникативные технологии. Информационно-коммуникативные технологии способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей .

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интерната , где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.

Использование ИКТ , в процессе проведения занятии : --- «Соберу букет для милой мамочки на праздник» , позволяют воспитанникам в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть объекты занятий в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Мною проведены открытые просмотры для педагогов МБДОУ№1 с использованием ИКТ : «Воздушные шарики для клоуна» ; «Мамы и их детки» , «Овощи» , «Чудесный мешочек Бабушки-Забавушки» в которых современные информационно-коммуникативные технологии использовались в полной мере . На круглом столе мною была представлена презентация, в которой я показала свою профессиональную деятельность по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» .

На сайте работников образования создала свою страничку http://nsportal.ru/lmariam-oganesovna/ , где выставила материалы и фотографии своей профессиональной деятельности . Здесь я нашла многих соратников, с которыми происходит общение. Большой материал, представленный на сайте работников образования, помогает мне в моей работе, мой кругозор расширяется.

Периодически участвую в работе сетевого профессионального сообществ : сайт, где размещаю конспекты проведённых занятий.

Информационно-коммуникативные технологии использую и в работе с родителями. В повседневной деятельности регулярно произвожу видеозаписи, из которых монтирую тематические видеофильмы, представляемые на родительских собраниях по теме ---, Это позволяет родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития по причине занятости на работе.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствие, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные технологии :

В подборе иллюстративного материала к занятиям (сканирование, Интернет, принтер, презентации) ;

В подборе дополнительного материала из различных источников к образовательной деятельности , знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

В обмене опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

В создании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;

В использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, редактировать и демонстрировать их;

В использовании Интернета в педагогической деятельности , с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.

В оформление буклетов.

Создание электронной почты, ведение своей странички на сайте работников образования.

Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников , стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Применение информационных компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей :

Повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала;

Активизирует познавательную деятельность ;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

1

Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно-исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.

Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста. Основными характеристиками информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как новой области научно-технического прогресса, существенно отличающих их от научных и производственных являются:

Динамичность совершенствования поколений технических, программных и программно-аппаратных средств (изменение поколений средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации происходит ускоряющимися темпами);

Необходимость непрерывного повышения квалификации разработчиков и пользователей информационных систем в связи с постоянно возрастающим уровнем технической и технологической сложности компонентов, составляющих средства ИКТ;

Влияние использования современных ИКТ на развитие производительных сил и существенное изменение производственных отношений;

Высокая потенциальная эффективность реализации возможностей современных ИКТ в сферах автоматизации информационной деятельности, информационного взаимодействия и организационного управления.

Средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и продуцирование информации. К основным из них относятся /2/:

Интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

Аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;

Представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио-, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;

Архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

Автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;

Обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования , которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания /3/.

Несмотря на то, что в настоящее время уже никого не удивить наличием компьютерной техники в учебном заведении или возможностью выхода в глобальную информационную сеть, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования, адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образование, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом, «... полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты» /4/.

Вместе с тем, общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации, а профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Все это влечет за собой необходимость создания новой стратегии образования, включающей в себя научные исследования в области информатизации профессионального образования, основанных на пересмотре парадигмы профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.

К основным фундаментальным исследованиям педагогической науки в области научных основ развития информатизации профессионального образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного общества можно отнести следующие: понятийно - философские, научно - педагогические, физиолого-гигиенические, инженерно - программистские, эргономические, социально - экономические, нормативно-правовые. В настоящее время также проводятся исследования по общим закономерностям и особенностям профессионального образования в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы программных средств и систем, обеспечивающих реализацию возможностей средств ИКТ в профессиональной деятельности и в процессе подготовки к ее осуществлению.

Информатизация образования рассматривается в настоящее время, как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач /1/:

Научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

Создание методологической базы отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

Методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов, и средств обучения;

Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

Разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

Использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальный телекоммуникаций;

Продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

Разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как и реального, так и «виртуального»;

Создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

Осуществление педагогико-эргономическолй оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно - педагогической информации, информационно - методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

Итак, поле деятельности определено, хочется верить, что ученые - педагоги достойно справятся с поставленными задачами и предложат универсальную концепцию модернизации профессионального образования на основе ИКТ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.

2. Семенова Н.Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций. Оренбург.: ОГУ, 2004. - 128 с.

3. Роберт И.В. Научно-педагогические исследования в области информатизации профессионального образования //Ученые записки. Вып. 14. - М.: ИИО РАО, 2004.

4. Турченко В.П. Парадигмы стратегии образования //Педагог. - 1998. - № 4.

Библиографическая ссылка

Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=659 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ТРЕБОВАНИЯ К СЛУШАТЕЛЯМ: Высшее или среднее профессиональное образование. Профиль значения не имеет.

ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОГРАММЫ: 72 ак. часа, 144 ак. часа

72 академических часа - 890 руб.

144 академических часа - 1690 руб.

СКИДКА 10%: при единовременном обучении 10 и более педагогов

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

Удостоверение отправляется заказным письмом на адрес слушателя почтой России (бесплатно).

После обработки заявления на Ваш эл. адрес будут направлены логин, пароль личного кабинета в системе обучения, договор и варианты оплаты обучения

ПРОГРАММА КУРСА:

Модуль 1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение

  • Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования
  • Нормативно-правовое обеспечение обучения с использованием ДОТ

Модуль 2. Формирование навыков работы с редакторами, программами

  • Формирование навыков работы с текстовыми редакторами
  • Формирование навыков работы с электронными таблицами
  • Формирование навыков работы с программами для создания презентаций
  • Формирование навыков работы графическими редакторами

Модуль 3. Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации

  • Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации
  • Проектирование информационно-образовательной среды

Модуль 4. Информационная безопасность детей

  • Информационная безопасность детей
  • Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков

КАК ПРОХОДИТ ОБУЧЕНИЕ:

  • вы получаете доступ к лекциям, дополнительным материалам, проверочным заданиям и форуму.
  • в каждом модуле курса: задания для самопроверки, тесты и проверочные работы.
  • в конце курса — итоговое тестирование.

Похожие публикации