Компьютеры с современный мир

Игры на колибри ос. Операционная система Kolibri: легкая как перышко

Сегодня и дома и на работе используются мощные компьютеры с огромным количеством памяти, операционные системы занимают не один гигабайт, а программ размером менее 500 кбайт становится найти всё сложнее и сложнее. Но ведь когда-то было совсем по-другому!.. Когда-то давным-давно ОС грузились с магнитных дисков, а размеры ОЗУ исчислялись килобайтами. Сейчас же времена "дискетных дистрибутивов" давно ушли, и, казалось бы, такие ОС исчезли навсегда, но... нет - история продолжается!

KolibriOS – предыстория одной маленькой птички

Любая ОС должна иметь какую-то особенность, которая выделала бы её из толпы многочисленных х86-собратьев, иначе у неё практически нет шансов быть замеченной. Считается, что уместить полноценную ОС с графическим интерфейсом на обычный 3,5" диск невозможно. И в абсолютном большинстве случаев это действительно так, но есть одно исключение. У многочисленных современных языков программирования есть старенький дедушка по имени Assembler . Крепкий такой дедуля старой закалки. Дело в том, что программы, написанные на этом языке, отличаются очень компактными размерами и высокой скоростью работы.

Другие языки программирования (C, С++, не говоря уже о Turbo Pascal, Basic и многих других) содержат множество избыточного программного кода, предназначенного для упрощения работы программиста, что замедляет работу всей системы в целом. Машинный язык ассемблера более "понятен " для компьютерного "железа " из-за отсутствия "лишних " команд.

И поэтому одна операционная система, всем назло, уместилась таки на дискетку, не забыв при этом прихватить с собой тот самый графический интерфейс. И называется героиня этой статьи KolibriOS .

KolibriOS – история

Тернистый путь этой маленькой ОС начался в 2000 году в Финляндии. Её создатель Вилли Туржанмаа (Ville Turjanmaa) задумал сделать однопользовательскую ОС для однопроцессорного компьютера, написанную на одном языке, а именно на Ассемблере (Assembler). Выбранный язык программирования, по его мнению, лучше всех подходил для создания новой ОС, в первую очередь из-за большой скорости выполнения кода.

Подобная идея была очень эффектной и оригинальной, что сыграло немалую роль в распространении дистрибутива. Подобный подход применялся и ранее, в конце 80-х, но предшественники - MenuetOS были малоизвестны и не обладали лицензией GPL (Свободное бесплатное распространение).

General Public Licence (GPL) - открытое лицензионное соглашение, принцип развития и существования многих ОС (например, Linux и FreeBSD). В самом простом приближении суть этой лицензии заключается в том, что каждый имеет неограниченное право изучать, произвольно модифицировать или изменять ПО, обладающее лицензией GPL без каких-либо ограничений, но результат такого изменения тоже должен быть выложен под лицензией GPL.

Изначально MenuetOS не предназначалась для повседневной работы пользователей. Базовым принципом существования подобных ОС является свободное творческое программирование, реализация собственных идей. Система создана для изучения работы компьютерной х86-архитектуры на самом низком уровне и плодотворного общения между разработчиками из самых разных стран.

Но MenuetOS быстро обрела графический интерфейс, поддержку звуковых карт, стандартных файловых систем FAT и множество других базовых возможностей. 5 сентября 2001 года после публикации интервью с Вилли Туржанмаа на известном web-портале , MenuetOS 0.54 получила широкую огласку в Интернете, что привело к стремительному росту популярности нового дистрибутива.

Многочисленные поклонники новой ОС быстро создали web-сайты на родных языках, что подогревало интерес у обычных пользователей, не владеющих английским языком. Через пару месяцев популярность пошла на убыль и вскоре с проектом остались только самые преданные фанаты, которые сочли MenuetOS лучшим инструментом для реализации своих творческих идей.

А что такое АтомОС?

Проект АтомОС создали наши соотечественники, самыми первыми отделившиеся от MenuetOS. Было их трое и на форумах они были известны под Protopopius , Trans и VaStaNi .

Цель проекта была аналогична негласным задачам KolibriOS - создать жизнеспособную операционною систему на ассемблере. Вот только создавать её предполагалось с нуля. Говорят, что ребятам удалось привлечь ещё несколько человек и даже собрать несколько тестовых сборок ядра. Но, к сожалению, случилось то, что часто постигает некоммерческие проекты - разработчики просто потеряли интерес к своему детищу...

С 2005 года всякие разработки были полностью прекращены. В сети осталось, по сути, только вот это .

А что было у нас?

Волна популярности дистрибутива не обошла стороной и нашу страну. Первая группа разработчиков стремилась внести множество оригинальных нововведений и дополнений в молодой дистрибутив (в частности, идею разделение ядра системы и графического интерфейса)

Но, к сожалению, отечественные идеи были "прохладно" восприняты основателем проекта и, как следствие, наработки русских программистов просто не были включены в официальный дистрибутив. Это вызвало падение интереса и распад первой команды разработчиков. Вторая волна программистов сформировалась после появления статей в компьютерных журналах и существует до сих пор.

К середине 2003 года настали тяжёлые времена - автор проекта потерял интерес к своему дистрибутиву и решил посвятить себя новому проекту Menuet64 - 64-битной операционной системе на ассемблере, в корне отличающейся от MenuetOS. Через год проект был окончательно заброшен создателем... В сложившихся обстоятельствах часть русской команды ушла из проекта и начала разработку собственного проекта - АтомОС .

Стоит отметить, что и в этот раз достижения отечественных программистов крайне неохотно и вяло включались в официальный дистрибутив MenuetOS, что приводило к различным конфликтам между "нашими" и зарубежными разработчиками. Новый руководитель проекта Майк Хиббет (Mike Hibbett) из Англии на первое время снял напряженность, открыв доступ российским наработкам для публикации в официальном дистрибутиве, но 2005 году, сославшись на занятость и он ушел со своего поста.

И всё повторилось заново - новый руководитель Ярослав Пельчар на непродолжительное время оживил разработку MenuetOS, появились свежие решения и … всё. На сегодняшний день в международных масштабах работа над проектом практически остановилась. Неужели это был конец?.. К счастью, сообщество разработчиков из стран бывшего СССР не пожелало расстаться с собственными достижениями и решило заняться разработкой новой ветки MenuetOS самостоятельно.

Данной ветке было дано символичное название - KolibriOS . В итоге маленький дистрибутив нашёл свою вторую родину в России, обрёл новое название и продолжает развиваться дальше. Российский web-сайт постоянно обновляется и по мере готовности выкладываются новые дистрибутивы.

Наши программисты существенно доработали базовый дистрибутив, а также добавили множество новых возможностей. Список поддерживаемого оборудования был дополнен новыми принтерами и видеокартами. На сегодняшний день, возможна работа с разделами в FAT12, FAT16 и FAT32 , а также чтение с NTFS-разделов . По словам разработчиков, функциональность KolibriOS достигла уровня Windows 95, но существенно опережает последнюю по размерам и стабильности.

В российском дистрибутиве был преодолён ряд ограничений на использование USB, но реальное применение этой шины пока невозможно. Бывшим координатором проекта Майком Хаббетом была добавлена возможность использования стандартного сетевого протокола TCP/IP со всеми вытекающими возможностями в виде поддержки HTTP, FTP, TELNET, E-mail и IRC .

Для реализации этих возможностей достаточно установить соответствующее ПО, воспользоваться поддерживаемой сетевой картой и настроить сетевой протокол. Несмотря на множество достижений маленькой Колибри, не стоит забывать о том, что дистрибутив изначально создавался программистами для программистов и является в первую очередь платформой для технического творчества компетентных специалистов.

Проект относится к исследовательским ОС и на данный момент не предназначен для повседневного использования в качестве настольной системы. Возможности MenuetOS нашли и практическое применение - американская фирма GridWorks использует дистрибутив для организации онлайновых Интернет-сервисов.

Познакомимся поближе с KolibriOS?

Первое знакомство с KolibriOS проходит очень легко и быстро - достаточно записать образ на дискетку и загрузиться с неё. Процесс запуска KolibriOS таков:

Зато эта программка показала, что KolibriOS работает с DNS-сервером, а значит, теоретически будущее у интернет-приложений в этой ОС может начать уже очень скоро. Что же - будем ждать полноценной реализации сетевых возможностей в ближайших версиях.

А вирусы у вас есть?

Думаю, многим подобный вопрос покажется, как минимум, странным, ан нет-с, ответ на него будет утвердительным. Есть в KolibriOS и вирус, перекочевавший из MenuetOS. Называется вирус Menuet.Oxymoron и детектируется многими популярными антивирусами, например, Антивирусом Касперского.

Как и полагается, каждому вирусу должно быть противоядие, и им является MenAV , если можно так выразиться антивирус с одной единственной записью в базе. Интересен тот факт, что опять же многие популярные антивирусы, например, Dr.Web считают вирусом (точнее троянским конём) именно MenAV и называют его MeOS.Xymo . Такая вот история.

Продолжим разговор

Ознакомиться с содержимым любых дисков можно в стандартном файловом менеджере X-TREE, написанном специально для Колибри нашим соотечественником Павлишиным Евгением. Здесь стоит упомянуть, что при загрузке ОС автоматически монтирует жёсткие диски и, как итог, в X-TREE Вы сможете увидеть разделы Вашего винчестера (есть поддержка FAT32 и NTFS).


Файлы открываются одним кликом мышки сопряжённой программой. Хотелось бы отметить, в KolibriOS часики на курсоре не предусмотрены - всё срабатывает мгновенно или не срабатывает вообще...

Несмотря на "дискетный размер", маленьких игр в дистрибутиве предостаточно - тетрисом и арканоидами все будут обеспечены. Причём игры действительно маленькие, например, неплохой тетрис занимает менее 1125 байт. Очень впечатляет, даже если сравнивать с "миниатюрными" Java-играми для мобильных телефонов.

В целом интерфейс программы приятно радует свежими цветами и симпатичным точечным шрифтом. Настройка языковых параметров не требуется - для большинства сегодняшних разработчиков русский язык является родным. А посему KolibriOS разговаривает по-русски сразу после запуска.

Неистребимое племя текстовых редакторов живет испокон веков в каждом компьютере, местный текстовый абориген называет себя TinyPad 4.0.4.

Особенно порадовал Гимн России, который был жизнерадостно воспроизведён с помощью миниатюрного MIDI-плеера в шкурке от Winamp.

Во многом чувствуется "русская" рука программистов. Специально для русского дистрибутива был создан KFAR (Kolibri FAR) схожий со своим Windows-аналогом FAR - популярным творением Александра Рошаля, создателя не менее легендарного WinRAR.

Прямой конкурент KFM (Kolibri File Manager) оказался намного слабее KFAR хотя бы потому, что просто отказался копировать и просматривать выбранные файлы.

Прямо на дискетке выложено исчерпывающее количество документации по системе, присутствует даже руководство к игре "Фараон ". В демонстративных целях на дискетке выложено множество сетевых программ (серверы МРЗ, HTTPS, SMTPS ), программ мониторинга (тест скорости графики, Ghost monitor ), вьюверов графики, редактор иконок.

Для разработчиков в меню выделен целый раздел: НЕХ-редактор, упаковщики, отладчики и примеры программ. Для демонстрации возможностей 2D и 3D-графики выложено множество симпатичных "демок " - мини программ показывающих плоские и трёхмерные композиции из различных объектов.

KolibriOS – вместо заключения

В целом система создает приятное впечатление - красивый интерфейс, компактные программы, высокая скорость. Особенно радует "русский след ", вроде российского гимна прямо в дистрибутиве. Невольно появляется гордость за родную страну, за отечественных разработчиков, за то, что они сделали для маленькой ОС.

И снова здравствуйте! С вами начинающий программист и юзер ТрешБокса Вадим. Я представляю второй выпуск «ВадБокса». Темой этого номера стала миниатюрная ОС KolibriOS.
Эта система расположилась на 1.44 мб памяти, что по сравнению с iPad и iPhone пылинка на дисплее Gorilla Glass. Что меня радует, что проект «живой», продолжает развиваться. И не кем-то там, а нашими, русскими программистами. На данный момент KolibriOS догнала по развитию Windows 95, но превосходит её по всем параметрам. Это скорость, размер, качество и т. д. В дистрибутив системы встроено более 30 игр, браузер, графический и текстовый редакторы, медиаплеер и много чего другого, включая гимн России в аудио-формате. Для примера, игра Тетрис весит всего 1125 байт. Для работы системы нужно всего 8 мб оперативной памяти и процессор х86. При первом знакомстве я удивился скорости включения ноутбука на этой системе - прошёл всего миг! Ничего не вертелось, не пересыпалось (как в Windows), просто нажал на кнопку ВКЛ и система моментально загрузилась. Подробнее о системе можно узнать под катом.

История

Вам известно название MenuetOS? Это первая система, созданная ещё задолго до Колибри, но имеющая надежду стать самой быстрой графической ОС (движок Assembler). Над разработкой трудились люди разной национальности, в основном стран СССР. Вскоре эта система надоела автору, он решил сделать что-нибудь более интересное. Но его планы не удались. Российская сторона разработчиков перешла на сторону разработки своей ОС на основе Менуэта, АтомОС. В 2005 году и этому проекту пришёл конец. Но команда разработчиков из России и стран СНГ не намерена бросать свои достижения. В 2004 году стартовал самостоятельный проект КолибриОС на основе того же Менуэта. Проект постоянно улучшается и дополняется, что меня радует.

Общая информация

Официальная прошивка очень похожа на Windows Vista, что добавляет удобства использования. Можно изменить экран рабочего стола, иконки и т. д. На официальном сайте Колибри ОС есть даже такая графическая оболочка, которая похожа на рабочий стол Mac OS. Вирус для данной системы пока всего один, Menuet.Oxymorot. Впрочем он легко определяется встроенным антивирусом MenAV, в базе которого только одна запись. Для сёрфинга в интернете ОС подойдёт прекрасно, но некоторое время браузер открывал не все страницы правильно. Отписывался обычным html кодом, без преобразования.

Установка KolibriOS



Колибри ОС в эмуляторе QEMU

Устанавливать как основную ОС я не рекомендую. Всё таки пока мало возможностей. А вот на виртуальную машину установить вполне разрешаю:). Будет работать на огромной скорости на Limbo-эмуляторе для Андроид. Запустить очень просто, следуйте информации из топика На компьютере можно запустить систему прямо с готового диска. Подробнее об этом я напишу в обзоре Колибри (в следующих ВадБоксах).

Немного практики

Так как я начинающий программист, то в моей черепной коробке есть информация о разработке софта на KolibriOS. Так как эта система открытая, то можно писать программы прямо внутри ОС. Для создания простенькой проги, во встроенном редакторе TinyPad пишите код:
#include
#include
#include
#define FONT0 0
#define FONT1 0x10000000

Char header={«Hello World!»};

#define BT_NORMAL 0
#define BT_DEL 0x80000000
#define BT_HIDE 0x40000000
#define BT_NOFRAME 0x20000000

Void draw_window(){
_ksys_window_redraw(1);
_ksys_draw_window(100, 100, 300, 120, 0xaabbcc, 4, 0x5080d0, 0, 0x5080d0);
_ksys_write_text(50,30,FONT0, header, strlen(header));
_ksys_window_redraw(2);
}
int main(int argc, char **argv){

While(!0){
switch(_ksys_wait_for_event(10)){
case 2:return 0;

Case 3:
if(_ksys_get_button_id() == 1)return 0;
break;

Default:
draw_window();
break;
}
}
}

Сохраняем в формате *.c. Открываем с помощью встроенной программы Shell.
У вас должно получится следующее:


Теперь я постараюсь подробно объяснить о значениях кода.
Рисуем окно, код _ksys_window_redraw(1) затем _ksys_window_redraw(2) . Для ориентирования в пространстве, используем код _ksys_draw_window , отвечающий за координаты x/y, цвет, ширину, высоту, тип и т. д.
Чтобы появился текст, используем код _ksys_write_text.
Типы окон:
0 - тип I - окно фиксированных размеров (без скина)
1 - только определить область окна, ничего не рисовать
2 - тип II - окно изменяемых размеров (без скина)
3 - окно со скином (изменяемых размеров)
4 - окно со скином фиксированных размеров
Получилось? Программа написана на языке C, который стал поддерживаться Kolibri совсем недавно.
Понравилась вам такая миниатюрная ОС? Хотите, чтобы я сделал видео-обзор такой системы? Полезна ли данная статья? Нужно ли мне продолжать высыпать информацию по программировании из моей черепной коробки? Пишите ответы на все эти вопросы в комментарии, задавайте свои. Скачать Колибри можно на официальном сайте:

KolibriOS является форком MenuetOS и не имеет связи ни с семейством UNIX, ни со стандартом POSIX. Система написана на свободно распространяемом многопроходном ассемблере fasm. Этот факт обеспечивает миниатюрность, высокую скорость и низкие требования к оборудованию. Загрузочный LiveCD занимает около 7-ми мегабайт, а основные компоненты способны уместиться и на дискете (1,44 МБ).

Но малый вес вовсе не означает отсутствие функционала. Здесь реализован пользовательский интерфейс на основе VESA, присутствует набор драйверов, браузер, текстовый процессор, графический редактор и просмотрщик, средства разработки, простенькие игры и множество других программ. Из файловых систем полностью поддерживаются FAT12, FAT16, FAT32, а частично (только чтение) - NTFS, ISO9660, Ext2, Ext3, Ext4.

Системные требования

  • CPU: Intel Pentium / AMD 5x86 / Cyrix 5x86 без MMX с частотой 100 MHz
  • RAM: 8 Mb
  • Видеокарта: поддерживающая VGA (режим 640*480*16) или Vesa
  • Клавиатура: AT
  • Мышь: COM или PS/2

Поддерживаемые загрузочные устройства

  • Floppy 3.5
  • IDE HDD LBA
  • CD/DVD
  • USB Flash

Из языков доступны английский, русский, итальянский и испанский.

Установка

  • На дискету:
  1. Скачиваем универсальный образ
  2. Записываем образ
  • из-под Linux:
    • dd if=kolibri.img of=/dev/fd0

  • из-под Windows:
    • rawrite2 -f kolibri.img -d A

  • На жёсткий диск (с использованием GRUB или GRUB2):
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в папку kolibri в корне диска
    3. Настраиваем загрузчик
    • GRUB. В menu.lst добавляем строки:
      • label KolibriOS
        root (hd0,0 )
        kernel /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd /kolibri/kolibri.img

    • GRUB2. В grub.cfg добавляем строки:
      • title KolibriOS
        search --no-floppy --fs-uuid --set=root UUID
        linux16 /kolibri/HD_Load/memdisk
        initrd16 /kolibri/kolibri.img

  • На USB-флешку:
    1. Скачиваем универсальный образ
    2. Распаковываем его в любую папку
    3. Устанавливаем загрузчик
    • из-под Windows:
      • Запускаем файл HD_Load\USB_Boot\inst.exe
      • Копируем kolibri.img в корень флешки
    • из-под Linux:
      • Устанавливаем GRUB2 на флеш-карту: grub-install /dev/sdb
      • Последующие действия аналогичны установке на жёсткий диск
  • На CD-диск:
    1. Скачиваем Загрузочный LiveCD
    2. Записываем его на носитель
    На самом деле существует множество способов установки системы на жёсткий диск или флешку. Я указал лишь самые популярные и ориентированные на то, что уже имеется любой другой Linux-дистрибутив.

    И да, чуть не забыл: (hd0,0), UUID и /dev/sdb являются переменными. Поэтому Вам следует заменить эти значения на свои. Вот как их узнать:
    (hd0,0) . Первое число - номер винчестера. Второе число - номер раздела на искомом винчестере. Счёт ведётся с 0.
    UUID . Идентификатор для нужного раздела. Получить его можно командой ls -l /dev/disk/by-uuid в любой Linux системы.
    /dev/sdb . Файл устройства в linux. Узнать его можно как из файлового менеджера, так и из консоли или утилиты разметки дисков. Имеет вид /dev/sdX для SATA-устройств и /dev/hdX для дисков, подключённых к IDE.

    Надеюсь, что с установкой Вы успешно разобрались.
    Если у Вас возникли какие-либо вопросы/проблемы, то задавайте их в комментариях.

    А сейчас пришло время осмотреться в KolibriOS.

    Скриншоты

    Примечание: нажмите на изображение для его увеличения


    Старт загрузки KolibriOS


    Выбор видеорежима из списка поддерживаемых






    Содержимое меню "Игры" > "Логические"


    Содержимое меню "Игры" > "Аркады"


    Содержимое меню "Демки" > "Трехмерные" (демонстрация возможностей графической системы)


    Содержимое меню "Графика"



    Содержимое меню "Разработка" > "Примеры"


    Содержимое меню "Система" > "Настройка"


    Содержимое меню "Система" > "Системные сенсоры"



    Содержимое меню "Система" > "Тестирование"


    Содержимое меню "Система" > "Спец. возможности"


    Содержимое меню "Обработка данных"


    Содержимое меню "Сеть" > "Серверы"



    Содержимое меню "Разное"





    Судоку, сапёр, шашки




    Системный монитор. Открывается нажатием на нечто красно е в трее



    Окно завершения работы

    Особый интерес вызывает интерфейс системы. Ведь её размер крайне мал и может возникнуть мысль, что интерфейс убог. Но это не совсем так. Здесь нужно рассматривать такие критерии как внешний вид и функциональность. Внешний вид порадовал: он воспринимается наравне с оконными менеджерами в Linux системах.

    Итоги

    Мне KolibriOS понравилась. Да, мало кто станет использовать её в качестве основной операционной системы. Но для меня она стала символом упорства, веры в свои силы и успех. Вот уже 9 лет ведётся разработка колибри на ассемблере fasm. Сделано уже многое, но проект продолжает жить и развиваться. Недавно, например, появилась поддержка USB. И каждый день(!) выходят ночные сборки, реализующие новые функции.
    Одним из самых главных недостатков является отсутствие привычных программ. А это не есть хорошо. Но зато можно

    Очень часто нам задают вопросы «Для чего разрабатывается КолибриОС?» или же «Какова область применения ОС?» Поэтому было решено рассказать подробнее о том где и как можно применять КолибриОС, а также, что возможно даже более интересно, где и как она УЖЕ применяется.

    Данная статья по большей части является обзорной. В ней будут описаны идеи и возможности применения КолибриОС как теоретические, так и доведенные до реализации. О том, как её используют уже сегодня, будет рассказано в следующей статье.

    Наиболее перспективным направлением является промышленное применение и embedded-разработка. Особенности KolibriOS, которые делают привлекательным её применение в данных областях:

    • Компактное ядро с открытым кодом;
    • Минималистская простота и удобство графической подсистемы;
    • Достаточно развитый пользовательский интерфейс;
    • Приличный низкоуровневый системный сервис;
    • Поддержка наиболее популярных сетевых протоколов и файловых систем.
    Ярким доказательством этого является Kolibri-A , форк от art_zh .

    Колибри-А - экспериментальная система, полезная только для квалифицированных системотехников, системных программистов, а также разработчиков и наладчиков компьютерного оборудования. Многие стандартные механизмы системной защиты и контроля доступа к критическим системным ресурсам в Колибри-А отключены с целью облегчения максимально свободного и удобного доступа к оборудованию.

    Некоторые особенности Колибри-А

    • Повышенные требования к аппаратной платформе .
    • Дополнительный API-сервис, предоставляющий пользователю расширенный и быстрый доступ к низкоуровневому вводу/выводу.
    • Бездрайверный ПДП и контроль нестандартной аппаратуры через доступный из пользовательского пространства статический системный буфер.
    • Расширенная поддержка функций PCI-express с элементами тренинга шины, MSI и контроля режимов питания.
    • Размер ядра заметно сокращен - исключены многие избыточные, узкоспециальные и рудиментарные системные структуры и функции:
      • исключены видеорежимы низкого разрешения (ниже 800х600);
      • оставлен единственный видеорежим (VESA2, глубина цвета 32bpp);
      • из файловых систем оставлена только FAT.
      • убирается поддержка APM; реализовано прямое управление электропитанием.

    Её вполне реально вшить в ROM и поставлять компактные энергоэффективные x86-компьютеры с KolibriOS вместо BIOS, пригодные для использования во встроенных системах, или в качестве центральных узлов различных систем.
    Что и было продемонстрировано art_zh (тема на форуме).

    Скрытый текст

    А теперь - собственно сабж:
    (kolibri.img прошит в ROM, мышь и клавиатура отключены за ненадобностью)



    Позже это же достижение повторил Anthony Lu на промышленном мини-компьютере eBox (тема на нашем форуме).

    Для большей эффективности применения в данных областях необходима разработка специализированной платы под KolibriOS (возможно подпилить немного и саму КолибриОС), которая наиболее полно будет использовать возможности ОС. При наличии заинтересованных людей, готовых финансировать идею, реализация возможна текущими участниками проекта.

    Из уже доступных на рынке плат подходит 86Duino . Одним из наших участников, hidnplayr , была проведена успешная загрузка на 86duino one с использованием Vortex86 VGA card (для этого им же в ревизии была реализована поддержка 16bpp VESA режима в ядре) и подготовлена инструкция по загрузке.

    Ну а теперь пару примеров реального применения KolibriOS:

    Исходя из вышесказанного можно выделить несколько направлений использования:

    • «Умный дом»;
    • Автоматизация процессов промышленного производства;
    • Бортовая электроника транспортных средств (почему бы и нет?);
    • Сбор и обработка большого объема данных (например, метеостанции).

    Также, следует отметить, что MenuetOS/KolibriOS успешно ставили в банкомат, и, в принципе, вполне реально написать соответствующий банковский софт.

    Скрытый текст


    Это намекает на возможность использования КолибриОС в качестве замены DOS и старых версий Windows на компьютерах различных гос. организаций, таких как ЖД управление и Почта. При этом обновление оборудования вовсе не обязательно, а софт (при наличии исходного кода) можно портировать.

    With a fresh and sophisticated approach toward providing a smooth web browsing experience, Colibri Browser eliminates the usual tabs and large buttons that take up too much space on the screen. Subsequently, pages get loaded faster and the browser has improved stability over time.

    Sophisticated browser that drops tabs and other non-essential features

    The browser has a borderless window with small buttons discretely placed on the title bar for going forward and back, refreshing the current page, adding links to create a list of favorites (bookmarks), performing new web searches, and for toggling the search / bookmarks view. These commands can also be activated with keyboard shortcuts.

    The whole feature set of Colibri can be explored in a menu from the upper-left corner of the window. Since tabs are eliminated, the notion of multiple opened tabs is dispelled. Instead, you can open multiple windows and even start a private browsing session (indicated by a purple "P" in the titlebar).

    Connect your favorite pages using an account

    Creating a list of bookmarks means creating a Colibri account because this information gets synced, so you will be able to access favorite websites from any device running Colibri. Links can be organized in different lists, opened in the default web browser, and sorted (latest, today, this week, this month, most viewed).

    Web searches are ran though Google but you can switch to Bing, Yahoo, DuckDuckGo, Baidu, Yandex or Naver from the settings menu. As far as privacy is concerned, you should know that, unlike other browsers, Colibri blocks third-party cookies and sends "Do Not Track" requests by default. You can also clear cookies, website data and cache manually, as well as enable Adobe Flash Player if it"s required on certain websites (disabled by default).

    Clutter-free, resource-undemanding browser with improved loading speed

    In addition to seeing more content on screen, thanks to tabs and other buttons that are now out of the way, it"s evident that page loading speed is significantly improved. RAM usage was low in our tests.

    The project is currently in beta development stage and welcomes feedback. In addition to Windows, it can be installed on macOS. Colibri Browser is one of those tools that demonstrates less is more. It can be at least used as a secondary web browser that you can turn to when you want to enjoy a distraction-free and fast browsing experience.

    Похожие публикации