Компьютеры с современный мир

К угрозам информационной безопасности личности относится. ? использование технических средств безопасности и информационно-аналитическую деятельность по выявлению внутренних и внешних угроз безопасности

Во все времена информация играла чрезвычайно важную роль, которая из года в год становилась всё существеннее. В современном обществе она является одним из ключевых экономических ресурсов.

Всем хорошо известно, что «кто владеет информацией, тот владеет миром». Действительно, владение ей в достаточном количестве помогает человеку правильно оценить происходящие вокруг него события, разработать варианты своих действий и принять обдуманное решение. Поскольку информация представляет собой ценность, она может стать объектом купли-продажи, даже кражи (несанкционированного доступа), поэтому она и поддерживающая её инфраструктура должны быть защищены.

Кроме того, информация - сильнейшее средство воздействия на личность, общество и мир в целом. Именно поэтому человечеству в современных условиях требуется механизм фильтрации информации, а впоследствии также инструмент защиты от нежелательной и (или) негативной информации.

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею. Переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает актуализацию проблемы информационной безопасности.

Исходя из всего вышеизложенного, возникает проблема информационной безопасности, и прежде всего именно личности как носителя индивидуальных способностей, характера, интересов.

Вообще, проблема информационной безопасности чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить несколько важных аспектов. Во-первых, собственно информационный аспект, связанный с защитой непосредственно информации и информационных ресурсов. К сожалению, большинство существующих нормативных документов рассматривают информационную безопасность именно в этом контексте, оставляя за гранью, проблемы личности.

Информационная безопасность личности - это: а) состояние защищённости, при котором отсутствует угроза причинения вреда информации, которой владеет личность; б) состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует угроза нанесения вреда личности информацией.

И отсюда следует разделить информационную безопасность на информационно-идеологическую и информационно-техническую. При этом под информационно-технической безопасностью личности следует понимать защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба личности, а под информационно-идеологической безопасностью - защищенность личности от преднамеренного или непреднамеренного информационного воздействия, имеющего результатом нарушение прав и свобод в области создания, потребления и распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами, противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие на личность, имеющих негласный (внечувственный, неосознанный) характер, внедряющих в общественное сознание антисоциальные установки.

Информационная безопасность личности - это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам личности относятся: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозами информационной безопасности личности являются:

· принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан;

· противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;

· неправомерное ограничение доступа к открытой информации;

· нарушение прав граждан в области массовой информации.

· противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека;

· манипулирование информации.

Источниками угроз информационной безопасности личности также могут выступать другая личность, программные и технические средства, группа лиц, общественная группа или даже государство, интернет, СМИ.

Необходимо отметить, что в нашей стране отсутствует разработанная нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Авторы доктрины вполне закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют данные интересы, по нашему мнению достаточно узко: «Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости связанные с взаимодействием человека глобальными информационными сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка.

Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности человека приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.

Во-вторых, социально-психологический аспект информационной безопасности, связанный с обеспечением психологической безопасности личности от информационного воздействия.

Анализируя понятие безопасность, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. По мнению авторов, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Грачев Г.В., в своих исследованиях рассматривает понятие "информационно-психологическая безопасность", которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности связанные с воздействием на психику отдельного человека, и, соответствующие механизмы защиты от такого воздействия.

Также, можно выделить социологические, социально-политические и другие аспекты данной проблемы. Необходимо определить, что же входит в социально-педагогический контекст понятия «информационная безопасность личности».

Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. Особенность информации как фактора социализации заключается в том, что он практически неуправляем. Влияние на личность макро- или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов (таких как школа, семья и др.), которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

По общему мнению, решение проблемы обеспечения информационной безопасности личности, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях.

Первый уровень - нормативный. На данном уровне органы государственной власти должны создать непротиворечивую нормативную базу, учитывающую все аспекты проблемы информационной безопасности.

Второй уровень - институциональный, включает в себя согласованную деятельность различных социальных институтов, связанных с воспитанием и социализацией, по обеспечению информационной безопасности личности. В первую очередь к таким институтам относятся семья, школа для детей и подростков, церковь.

Третий уровень - личностный. Этот уровень связан, прежде всего, с самовоспитанием, самообразованием, формированием высокого уровня информационной культуры личности как части общей культуры человека. На данном уровне происходит формирование необходимых личностных качеств для обеспечения информационной самозащиты личности.

Можно выделить следующие направления профессиональной социально-педагогической деятельности на институциональном и личностном уровнях.

На институциональном уровне рассматривается деятельность социального педагога в системе образования и при работе с семьей. В системе образования направления работы могут быть следующими:

Работа с социумом и окружением;

Разработка и реализация целевых социально-педагогических программ;

Обучение персонала и педагогического коллектива;

Пропагандистская деятельность;

Организация взаимодействия специалистов и социальных институтов и др.

Работа с семьей предполагает следующие направления:

Профилактическая деятельность;

Организация просвещения в области информационной безопасности;

Повышение общего уровня культуры семьи;

Оказание помощи и поддержки в организации семейного воспитания;

Консультирование семьи в области информационной самозащиты и др.

Личностный уровень предполагает индивидуальную работу социального педагога с клиентом и включает в себя следующие направления:

Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки;

Разработка индивидуальных программ работы с клиентом, пострадавшим от информационного воздействия, например, от деятельности деструктивных организаций, религиозных культов, недобросовестной информации и т.д.

Работа по формированию у клиента информационной культуры личности;

Стимулирование клиента к деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию, с целью повышения «информационного иммунитета» личности.

Область информационного воздействия не ограничивается ничем, которая будет расти вместе с развитием человечества. А ведь без ощущения информационной безопасности человек не может расти дальше, развивать те индивидуальные качества, которые и делают его личностью. То есть наличие постоянной угрозы ведёт к вымиранию и деградации личности как таковой.

В такой ситуации необходим мощный «щит», который обеспечит информационной безопасностью личность. Такой защитой выступает государство, которое на правом уровне обеспечивает эту безопасность (Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, законы). Причём надо постоянно совершенствовать законодательную базу, которая должна изменяться «в ногу со временем». Другим средством защиты, на наш взгляд, выступает сама личность, её предусмотрительное отношение к информации, которой она располагает, предоставляет, размещает. Ведь нередко мы сами размещаем информацию о себе (к примеру, в социальных сетях), в беседе расскажем что-то из частной жизни, а потом эта информация, оказавшись в руках заинтересованных лиц, оборачивается против нас. Также информационная безопасность личности обеспечивается на техническом уровне с использованием специальных программ, препятствующих несанкционированному доступу.

Кроме того, необходимо задать определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе информационная защита личности теряет смысл.

В последнее десятилетие происходит активное внедрение компьютерной сети интернет в жизнь общества. Это несёт определённые преимущества, но существует и ряд новых проблем, связанных с появлением интернета, которые пока ни законодательно, ни технически не решены.

Нередко происходит утечка информации из закрытых баз данных, предназначенных для служебного пользования. Проникновение посторонних в эти базы данных происходит через компьютерные сети, в частности, существуют компьютерные вирусы, распространяемые с помощью электронной почты. Впоследствии такая информация может быть беспрепятственно размещена частным лицом в интернете, например, на своём личном сайте. Даже если адрес этого сайта сначала мало кому известен, то существование так называемых поисковых систем - Яндекс, Рамблер, Google и других, делает эту информацию доступной для запроса по каким-либо ключевым словам или фразам документа, по фамилиям людей.

Кроме того, организации могут размещать информацию частного характера о своих сотрудниках на корпоративных сайтах, которые доступны поисковым системам. Так, может быть размещена информация о датах рождения, семейном положении, номерах домашнего и мобильного телефонов и другая информация, которую работник предоставляет в отдел кадров или другой отдел организации, а не для разглашения в интернете.

С другой стороны, не исключено размещение на каких-либо личных сайтах конфиденциальной информации об организации, её финансовой деятельности, и эта информация также может быть найдена через поисковые системы и нанести ущерб деятельности организации, а для удаления данных необходимо искать авторов сайта, доказать администраторам поисковой системы, что информация конфиденциальная, но и после удаления в течение нескольких недель или месяцев будет доступна «сохранённая копия» документа.

Также не исключается размещение информации личного характера и подробностей личной жизни либо клеветнической информации на личных сайтах или форумах со стороны бывших родственников в случае семейного конфликта и развода. Подобная информация тоже становится доступной поисковым системам. Всё это создаёт угрозу информационной безопасности личности.

Неоднократно имели место случаи утечки информации из баз данных налоговых и финансовых служб. Эта информация продаётся пиратским образом на дисках. Нет гарантии, что подобная закрытая информация, которую человек предоставляет государству, не станет доступна любому пользователю интернета через поисковые системы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поисковые системы в их современном виде полностью не отвечают задаче обеспечения информационной безопасности личности и общества. Роботы поисковых систем действуют так, что отсутствует возможность ликвидировать ссылки на некоторые ресурсы по фамилии человека или названию организации. Специалисты, работающие в Яндексе, отвечают, что они не могут управлять индексацией ресурсов в своей поисковой системе.

Следует отметить, что в других информационных системах задача об обеспечении информационной безопасности личности ставится и успешно решается. Так, любой абонент может за небольшую сумму немедленно исключить номер своего домашнего телефона из справочной базы данных 09, в справочниках информация о квартирных телефонах в последнее время указывается только с письменного согласия абонента. А справочники по сотовым телефонам отсутствуют и не планируется их издание.

При работе поисковых систем в интернете информационная безопасность личности не только никак не обеспечивается, но даже в ближайшем будущем такая задача не ставится. Требуется разработка нового законодательного подхода к деятельности поисковых систем и новые технические решения.

Следовательно, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны и личности должны быть комплексными и содержать в себе не столько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему – проблему информационной безопасности человека и общества.

Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяется состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества.

Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами – факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества.

Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И, тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности, а также концепции государственной политики по ее обеспечению.

В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности.

Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключается в реальном обеспечении своих констуционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития.

Интересы общества заключается в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества.

Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности.

Основные цели и объекты информационной безопасности страны.

Основными целям обеспечения информационной безопасности страны (например, России) являются:

Ø защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере;

Ø бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности;

Ø предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов;

Ø обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации.

Для достижения целей обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся:

Ø информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания;

Ø информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);

Ø система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране;

Ø система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации;

Ø права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а так же защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Источники угроз для информационной безопасности.

Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

Ø политика ряда стран, направления на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологической зависимости России от стран Запада в информационной сфере;

Ø разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

Ø деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;

Ø преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;

Ø развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источнике внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие:

Ø существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;

Ø технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;

Ø недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Информационная безопасность личности – ϶ᴛᴏ состояние и условие жизни личности, при кᴏᴛᴏᴩой реализуются ее права и ϲʙᴏбоды.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам личности ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту ϲʙᴏего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза информационной безопасности личности:

  1. принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан;
  2. противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;
  3. неправомерное ограничение доступа к открытой информации;
  4. нарушение прав граждан в области массовой информации;
  5. противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека;
  6. манипулирование информации.

Следовательно, обеспечение безопасности – проведение единой государственной политики в ϶ᴛᴏй сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Правовую основу защиты интересов личности составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ. Так, ϲʙᴏбода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, ϲʙᴏевременную, объективную, т. е. доброкачественную информацию, при кᴏᴛᴏᴩой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, регионального или языкового превосходства. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом.

Так, ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ.
Стоит отметить, что основные статьи УК РФ:

  • клевета (ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130);
  • воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);
  • злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
  • возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282);
  • публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354)

Информационная безопасность

Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве.

Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно. Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики – атомное оружие, опто-электроники – лазерное оружие, химии – отравляющие газы, биологии – биологическое оружие и т. д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

Сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Концептуальные и научно-методологические основы информационной безопасности еще только начинают разрабатываться. Первоочередной задачей при создании теории информационной безопасности следует считать формирование понятийного аппарата. Базовыми понятиями являются информационная опасность, информационная угроза и информационная безопасность.

Информационная опасность определяется двояко:

Как состояние окружающей среды или объекта, в котором существует возможность причинить им существенный ущерб или вред путем оказания воздействия на информационную сферу объекта;

Как свойство объекта, характеризующееся способностью наносить существенный ущерб другому объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.


В соответствии с этим информационная безопасность – это:

состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.


Информационная угроза – угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу:

Намерение нанести (причинить) объекту существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу;

Информационная опасность, реализация которой становится весьма вероятной;

Фактор или совокупность факторов, создающих информационную опасность объекту; такими факторами могут быть действия, поведение объектов, природные явления и т. д.


Все вышесказанное позволяет сформулировать понятие информационной безопасности Российской Федерации как такое состояние страны, в котором гражданам, объединениям и общественным группам граждан, обществу и государству не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на ее информационную сферу.

Основными объектами информационной безопасности являются личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности) и государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность – базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.

Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

11.2 Информационные войны и информационный терроризм

Проблемы информационной безопасности государства достаточно полно освещены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации. Остановимся на двух из них: проблеме информационных войн и информационного терроризма.

Информационная война – это действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства путем нанесения ущерба информационной сфере противника и обеспечения собственной информационной безопасности.

Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения. Идея использования и материальные основы современного информационного оружия формировались по мере развития информатизации. Компьютеризация различных сфер общественной жизни, развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий и превращение профессии программиста в престижную и массовую специальность создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

Информационное оружие представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время. Более того, злонамеренные воздействия на техническую систему, в том числе и военно-техническую, могут быть оказаны уже на этапе ее проектирования и создания за счет преднамеренного внесения специальных дефектов диверсионного типа (программных закладок) в программное обеспечение системы. Сложность современных программных средств практически не позволяет выявить подобные закладки.

Театром военных действий при ведении информационных войн является все мировое информационное пространство, а разрушительная мощь информационного оружия в процессе дальнейшей информатизации будет только усиливаться. Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф. Угроза информационной войны в глобальном контексте есть фактор скрытого военно-политического давления и запугивания, фактор, способный нарушить стратегический паритет, подорвать сложившееся равновесие на мировой политической арене.

Действия отдельных лиц или групп, направленные на нанесение ущерба информационной сфере или ее использование в корыстных целях, называются информационным криминалом. Как правило, это разовые преступления против конкретного объекта информационного пространства.

Информационный терроризм – это особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.

Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.

Угроза информационного терроризма стала важным геополитическим фактором, и борьба с ней требует объединения усилий всех государственных институтов, а также активизации международного сотрудничества в этой области.

11.3. Угрозы информационной безопасности России

Следует отметить, что, хотя порождаемые информатизацией проблемы информационной безопасности являются глобальными, для России они приобретают особую значимость в связи с ее геополитическим и экономическим положением.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г ., угрозы информационной безопасности страны по их общей направленности подразделяются на угрозы:

Конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной деятельности;

Духовной жизни общества;

Информационная безопасность

Информационной инфраструктуре;

Информационным ресурсам.


Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области информационной безопасности могут являться:

Принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности;

Создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;

Противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также неэффективное применение существующей в этой области нормативно-правовой базы;

Нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;

Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;

Невыполнение органами государственной власти, организациями и гражданами требований законодательства РФ, регулирующего отношения в информационной сфере.


Угрозами духовной жизни общества могут быть:

Применение средств воздействия на массовое сознание граждан;

Дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;

Ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации;

Снижение духовного, нравственного и творческого потенциала России;

Манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).


Угрозами информационной инфраструктуре могут являться:

Нарушение адресности и своевременности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации;

Нарушение технологии обработки информации;

Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные в документации на эти изделия;

Разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе системы защиты информации;

Уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

Хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты информации;

Перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи;

Внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти и организаций;

Уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

Перехват, дешифрование и навязывание ложной информации в сетях передачи данных, линиях связи и системах массовой информации;

Воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

Закупка за рубежом информационных технологий, средств информатизации, телекоммуникации и связи, имеющих отечественные аналоги, не уступающие по своим характеристикам зарубежным образцам.


Угрозами информационным ресурсам могут быть:

Деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических средств разведки иностранных государств;

Осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправное использование;

Хищение информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных;

Нарушение законных ограничений на распространение информационных ресурсов.


В своем Послании по национальной безопасности (13 июня 1996 г.) Президент РФ определил основные угрозы для России в информационной сфере следующим образом:

внутренние – отставание страны от ведущих стран по уровню и темпам информатизации, отсутствие четко сформулированной информационной политики;

внешние – попытки не допустить Россию участвовать на равноправных условиях в международном информационном обмене, вмешательство и целенаправленное проникновение в деятельность и развитие информационной инфраструктуры РФ, стремление сократить использование русского языка как международного средства общения и через это сужение российского информационного пространства.


Эти и другие внутренние и внешние угрозы по способам воздействия (реализации) делятся на собственно информационные, программно-математические, физические и организационные.

Информационные угрозы реализуются посредством несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их хищения в целях противоправного использования, негативного манипулирования информацией (дезинформация, искажение информации, ее сокрытие), нарушения технологии обработки информации и т. д.

Программно-математические угрозы реализуются путем внедрения в аппаратные и программные системы компонентов, выполняющих функции, не описанные в документации на эти системы и снижающие эффективность их функционирования, разработки и распространения программ (вирусов, «троянских коней» и др.), нарушающих нормальное функционирование систем, в том числе систем защиты информации.

Физические угрозы связаны с физическим воздействием (уничтожение, повреждение, хищение) на информационные системы и их элементы, сигнальным перехватом информации в каналах передачи или в служебных помещениях и т. д.

К организационным угрозам следует отнести прежде всего слабую правовую базу обеспечения информационной безопасности. Практически отсутствует правовое обеспечение информационной безопасности на региональном уровне. Требования существующих законодательных актов (Конституция РФ, законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации» и др.) не всегда выполняются. Недостатки правовой системы приводят к тому, что значительный объем информации с ограниченным доступом в финансово-биржевой, налоговой, таможенной, внешнеэкономической, жилищной и других сферах в виде конкретных баз данных распространяется различными коммерческими фирмами.

В информационном пространстве с позиции информационной безопасности наиболее типичными являются две опасности:

1) контроль (извлечение) информационных ресурсов государства, т. е. фактически информационная разведка (шпионаж). Информационное пространство было и остается сферой деятельности многочисленных разведывательных служб. Сегодня информационная разведка может быть реализована двумя путями: несанкционированным проникновением в информационные и управляющие системы; легальным путем, за счет активного участия зарубежных фирм в создании информационной структуры России. При этом кроме негативных последствий, связанных с тем, что информационные ресурсы страны оказываются под контролем соответствующих иностранных структур, наносится прямой урон экономике – остаются без собственных заказов отечественная наука и производство;

2) угроза разрушения или дезорганизация информационных ресурсов элементов государственных структур. При современном уровне развития информационных технологий такие воздействия могут осуществляться даже в мирное время. Они чреваты разрушением ценной для государства информации, ее искажением или внедрением негативной информации в целях дезорганизации или принятия неправильных решений на соответствующем уровне государственного управления.

Особое место занимает безопасность компьютерных сетей, которые позволяют объединить и совместно использовать большой объем информационных ресурсов локального и глобального масштаба. Компьютерные сети становятся одним из основных средств информационного общения. В то же время их огромные возможности вступают в противоречие с проблемой обеспечения защиты информации. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании и развитии как локальных, так и глобальных компьютерных сетей. Так, в процессе создания сети Интернет в США в январе 1981 г. был создан Центр компьютерной безопасности Министерства обороны, в 1985 г. его преобразовали в Национальный центр компьютерной безопасности и передали в Агентство национальной безопасности.

Анализ приведенных угроз, форм и методов их воздействия на объекты безопасности в информационной сфере, а также методов и средств борьбы с этими угрозами позволяет утверждать, что в настоящее время в теории и практике информационной безопасности уже начинают выкристаллизовываться два направления, которые можно определить (хотя и достаточно условно) как информационно-психологическая безопасность и защита информации.

Информационно-психологическая безопасность – состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев общества, массовых объединений людей, населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий, осуществляемых в информационном пространстве (подробнее об этом речь пойдет далее).

Защита информации – обеспечение безопасности информации (парирование угроз информационной инфраструктуре и информационным ресурсам).

В настоящее время наиболее активно разрабатываются проблемы защиты информации: организационные, правовые, технические и технологические меры по предотвращению и отражению угроз информационным ресурсам и системам, устранению их последствий. Формируется теория защиты информации, создаются и активно используются на практике методы и средства защиты информации, осуществляется подготовка специалистов по ряду специальностей и специализаций, таких как технология защиты информации, комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, безопасность и защита информации и т. д.

11.4. Информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности

В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором практически всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, значение которой с каждым годом неуклонно растет.

Особая роль информационной безопасности объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности , «пронизывающий» все остальные виды безопасности. Покажем это на примере социальной и экологической безопасности.

1. Социальный контекст информационной безопасности. Проблема социальной (общественной) безопасности была и остается одной из важнейших. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений.

Социальная безопасность имеет многоаспектный характер. В современной России она определяется наличием негативных процессов в обществе, таких как рост преступности, снижение уровня жизни, рост безработицы, разрушение старой системы образования, падение престижа науки и инженерного дела, расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение отношений между людьми и т. д.

Гарантом социальной защищенности граждан должны являться конституция, государство, президент и другие институты государственной власти. Главные объекты социальной безопасности – личность и общество, социальные интересы и социальные отношения, а с учетом информационного аспекта – права на получение и использование соответствующей информации, а также система формирования общественного сознания.

С помощью существующих перспективных информационных средств и технологий можно практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания телефонных (и не только телефонных) разговоров, осуществления контроля за перепиской, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включающих конфиденциальную информацию, и т. д.

Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность средств воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы «тихого» («скрытого») манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Дальнейшее развитие информационных технологий существенно расширит возможности СМИ, и сила этой власти еще более возрастет. В этой связи вполне обоснованно появление и развитие нового междисциплинарного направления – информационно-психологическая безопасность.

К числу форм «скрытого» воздействия на сознание можно отнести новые технологии средств массовой информации, психотронное оружие, сетевые технологии, позволяющие получать доступ к различной негативной информации, в том числе порнографического, националистического и другого характера, современные компьютерные игры, существенно влияющие на формирование сознания детей, и т. д. (Более подробно вопросы информационной безопасности личности и общественного сознания будут рассмотрены далее.)

2. Экологические проблемы в структуре информационной безопасности. Экологическая безопасность – одна из важнейших глобальных проблем современности. Она связана с защитой интересов личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на среду, а также от стихийных природных бедствий и катастроф. Рассмотрим информационный аспект этой сложной, многоплановой проблемы.

До сегодняшнего дня сохраняется определенная закрытость процесса формирования экологической политики страны, которая ведется без достаточного информирования научной общественности. В связи с этим не всегда ясно, значится ли экология в числе приоритетов деятельности законодательных и исполнительных органов России или же экологическая проблема используется спекулятивно только в предвыборных баталиях или в борьбе за власть между отдельными группировками. Кроме того, широкие слои населения недостаточно осведомлены об угрозах экологической безопасности, их источниках, о последствиях экологических бедствий и катастроф и т. д. Наиболее характерными примерами этого являются чернобыльская катастрофа, экологические споры, которые велись вокруг строительства скоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Обсуждая экологические проблемы, специалисты часто пользуются «формулой глобального развития» Д. Медоуза:

1=РАТ,

численность населения; Л – уровень благосостояния (потребления на душу населения); Т – технология (ущерб среде, наносимый при производстве единицы продукции с использованием определенной технологии).

Данная формула позволяет обнаружить прямую связь между информацией и информационными технологиями и нагрузкой на окружающую среду. Действительно, чтобы уменьшить нагрузки на среду, необходимо совершенствовать производственные процессы, переходить к «экологически чистым», энерго– и ресурсосберегающим безотходным технологиям. А это возможно только при условии коренной перестройки экономики за счет ее информатизации, разработке и широком внедрении новых информационных технологий во все отрасли, в том числе в материальное и энергетическое производство, добывающую промышленность.

В монографии М. Д. Урсула «Путь в ноосферу. Концепция выживания и безопасности развития цивилизации» (М., 1990) и в последующих его работах рассматривается проблема естественной экологической безопасности, в основе которой – сохранение биологического разнообразия и устойчивости биосферы. Этот подход выдвигается в качестве альтернативы техногенному (техносферному) пути развития общества. По мнению Урсула, следуя по этому пути, человечество порождает новую угрозу своей безопасности – опасность технократизма. В информационном обществе за счет коренной перестройки экономики благодаря внедрению информационных технологий опасность технократизма значительно уменьшится.

В формуле Д. Медоуза еще одно слагаемое является «информационно управляемым». Речь идет об уровне благосостояния (Л), о формировании разумного стандарта потребления, борьбе с агрессивным потребительским сознанием. Бесспорно, средства массовой информации могут и должны сыграть в этом значительную роль.

Решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды (экологический мониторинг), с моделированием масштабных глобальных процессов, происходящих в природе, с учетом возрастающих техногенных воздействий и антропогенных нагрузок. Очевидно, для эффективного их решения требуется использовать современные информационные средства и технологии.

Таким образом, проблема национальной безопасности носит ярко выраженный информационный характер. При этом следует иметь в виду два аспекта:

1. Человек, информационные ресурсы и информационные системы относятся к числу основных элементов объектов безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства. Сегодня активно развиваются средства информационного воздействия на них. Поэтому можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим ее видам носит межвидовой, а по некоторым вопросам надвидовой характер. Этот факт должен учитываться при формировании государственной и региональной политики в области национальной и информационной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, при организации конкретных работ в области безопасности;

2. Необходимость использования информационного подхода как основного научно-практического метода решения задач национальной безопасности. Эти сложные задачи, связанные со сбором и анализом огромного объема разнородной (по форме представления, по достоверности и т. д.) информации, с моделированием экономических, экологических, социальных, политических, военных, демографических и других процессов в интересах оценки состояния, прогнозирования и принятия решений по важнейшим государственным проблемам, по своей природе являются информационными, для их решения требуется привлекать новые информационные технологии и средства.

11.5 Безопасность человека в информационном пространстве

0 серьезности ситуации в сфере воздействия на личность в информационном пространстве свидетельствует широкое использование для описания этого процесса почти военной терминологии: информационная война, информационное оружие, информационная диверсия, информационный терроризм, информационный киллер.

Говоря о безопасности личности в информационном пространстве, кроме понятия «угроза» целесообразно использовать термин «насилие». Как правило, под ним понимается физическое насилие над личностью. В то же время можно и нужно говорить о насилии над личностью в сфере политической жизни, в духовной сфере и т. д. Содержательно угроза – это возможная (потенциальная) опасность, а насилие – фактическая реализация угрозы, принудительное воздействие, в нашем случае информационное, на личность.

Особую актуальность приобретает проблема информационно-психологической безопасности, что обусловлено многими факторами.

С одной стороны, это сложные, порой противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, к которым относятся:

Разрушение старой административно-командной системы и трудное становление новой российской государственности, основанной на демократических принципах;

Трудности перехода к рыночной экономике;

Кризис государственной идеологии;

Деформация системы норм, установок и ценностей;

Рост преступности;

Снижение уровня жизни и рост безработицы;

Расслоение общества на богатых и бедных и ухудшение отношений междулюдьми;

Недооценка национальных и культурно-исторических традиций народов России и проникновение в общественное сознание западной массовой культуры;

Изменение геополитической обстановки;

Деструктивная роль различных форм мифологического сознания и тоталитарных религиозных сект, падение престижа и ослабление важнейших социокультурных институтов государства – науки, образования, воспитания (в том числе физического и психологического) и культуры.

Все это, естественно, может снизить устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. Личность считается устойчивой, если она способна произвести критический анализ, оценку воспринимаемой информации, а также принять объективное решение на основе этой информации.

С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их.

В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т. д. и т. п.

Объектами обеспечения информационно-психологической безопасности являются:

Отдельные граждане, представляющие различные возрастные, социокультурные и национальные группы и слои общества;

Отдельные социальные группы и слои как компоненты социальной структуры общества (в том числе профессиональные, национально-этнические и др.);

Отдельные организации, группы и лица, конкретные представители органов государственной власти и управления, Вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, производственных, финансовых и других структур, осуществляющие деятельность, которая имеет или может иметь важные социальные последствия;

Организованные массовые объединения и самодеятельные группы граждан с собственным особым укладом жизни, системой мотивации, психическим складом, менталитетом и т. п. (Вооруженные силы РФ, беженцы, «афганцы» и др.);

Население конкретных регионов, промышленных и агропромышленных агломераций, отдельных территориальных районов и мест компактного проживания людей и т. д.;

Общественные и политические организации, общественно-политические движения и партии;

Население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая специфическими особенностями общественной психологии, уникальной системой социокультурных и социопсихологических норм и традиций;

Духовная сфера общества, составляющими которой являются общественное сознание, общественное мнение и социально-психологический климат (в том числе системы образования и воспитания, системы массовой информации, влияющие на социальное поведение и организацию жизнедеятельности людей).

Информационно-психологическая безопасность перечисленных объектов создает условия для обеспечения психического здоровья каждой отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания с целью прогрессивного развития общества.

Каналы (средства) информационного воздействия на личность весьма разнообразны. Это семья, образовательная сфера (детский сад, школа, университет), улица, книги, радио, кино, телевидение, массовая печать (газеты, журналы), аудиовизуальные средства, в частности разнообразная проигрывающая техника (магнитофоны, плееры, видеомагнитофоны), и т. п. На наших глазах рождается новое мощнейшее средство информационного воздействия – Интернет, на очереди техника и технологии виртуальных реальностей, обещающие поистине фантастические перспективы виртуальных воздействий. А визуальная информация наиболее информативна и действенна. Не зря народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эффективность воздействия этих и других каналов на личность существенным образом повышается за счет активного развития и широкого применения новых информационных технологий.

Информационные технологии – огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это – страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность.

Особо следует подчеркнуть огромные возможности в этой сфере современных средств массовой информации. По существу, сегодня СМИ – практически единственная структура, через которую население ежедневно, ежечасно получает информацию о процессах в стране, регионе, мире. Они буквально навязывают различные идеологические воззрения. Поэтому нельзя не согласиться с мнением, что «сегодня СМИ в России могут выступить и в качестве силы, стабилизирующей обстановку в обществе, и стать детонатором социального взрыва». Особенно актуально это утверждение в период выборных кампаний, которые стали фактически нашей повседневной реальностью. В октябре 1999 г. в Москве даже проводилась научно-практическая конференция «Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний (предотвращение и нейтрализация „грязных“ технологий)».

Как известно, телевидение призвано информировать, просвещать и развлекать. Обращенное непосредственно к человеку и обществу, оно обладает огромной силой информационного воздействия. У нас в стране телевидение с момента своего возникновения выполняет еще и функцию «коллективного агитатора и пропагандиста». В новых социально-экономических условиях эта функция стала реализовываться более откровенно и агрессивно.

В связи с коммерциализацией СМИ, что характерно и естественно для рыночной экономики, с телеэкранов на личность и общество обрушился поток рекламы, фильмы и передачи, пропагандирующие насилие, садизм, секс. Все это можно классифицировать как несанкционированный доступ к сознанию. Следствием господства принципа «рекламной паузы» на телевидении является воздействие на психику миллионов людей. Это прямое нарушение прав человека – права на свободный выбор. В идеале реклама должна объявляться в сетке вещания, с тем чтобы каждый имел возможность выбирать ее по собственному желанию.

Непосредственное отношение к безопасности личности в информационном пространстве имеет проблема обманутых вкладчиков. В период с 1992 по 1995 г. от действий организаторов финансовых пирамид пострадали около 50 млн россиян. Эти люди, подавляющее большинство которых пожилого возраста, оказались жертвами информационного пресса, той массированной рекламы, которая обещала практически мгновенное сказочное обогащение.

В рыночной экономике информация становится товаром, продуктом, услугой. А это означает, что в целях обеспечения информационной безопасности личности можно использовать законы, защищающие потребителя от недоброкачественной продукции и услуг.

В число первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, входят следующие.

1. Развитие информационной культуры населения, в том числе развитие личностных способов активной и пассивной защиты от опасных информационных воздействий и привитие навыков технологически грамотного продуцирования информации.

2. Развитие законодательства в информационной сфере. Основным и, возможно, единственным гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство. Эту функцию оно может реализовать только через соответствующие законы. Следует отметить, что законодательство в информационной сфере не имеет аналогов в истории. Поэтому к его разработке кроме юристов должны быть привлечены специалисты различных областей, в том числе информатики, информационных технологий, психологии, социологии, педагогики и т. д. В указанном направлении уже сделаны определенные шаги. Рабочей группой Межведомственной комиссии по информационной безопасности под руководством Совета безопасности РФ разработан проект концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности РФ.

3. Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска (возможно, путем расширения функций структур изучения общественного мнения, обеспеченных соответствующими методиками).

4. Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве. Диапазон проблем для обсуждения в рамках такого сотрудничества весьма широк. Это и установление согласованной точки зрения по проблемам воздействия информации на индивидуальное и массовое сознание, на психику человека, и подготовка соглашений (конвенций) о неиспользовании информационного пространства во враждебных целях, о контроле над производством и внедрением информационных технологий, которые могут быть использованы в террористических и криминальных целях, о международной правовой защите сетевых информационных ресурсов, о возможности контроля и ограничения распространения по глобальным сетям типа Интернета информации, оказывающей негативное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье людей, особенно детей и молодежи, и т. д.

Без реализации указанных и других мероприятий, направленных на создание необходимых условий для безопасного развития личности в современных условиях, немыслимо и устойчивое развитие экономики, и само будущее развитие России. Безопасность каждого предопределяет безопасность всех, в том числе государства.

Выводы

Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых – проблема информационных войн и информационного терроризма. Они носят глобальный характер, но для России приобретают особую остроту, что обусловлено ее геополитическим и экономическим положением.

Угрозы информационной безопасности России подразделяются по общей направленности (угрозы конституционным правам и свободам граждан, духовной жизни общества, информационной структуре, информационным ресурсам) и по способам воздействия (собственно информационные, программно-математические, физические и организационные).

В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности. От нее в значительной степени зависит уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.

В теории и практике информационной безопасности можно выделить два направления: защита информации и информационно-психологическая безопасность. Информационно-психологическая безопасность создает условия для обеспечения психического здоровья отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания, нацеленного на прогрессивное развитие общества. Информационная безопасность – залог устойчивого развития экономики и общества.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные категории информационной безопасности.

2. Что такое информационная война и каковы способы ее ведения?

3. Чем различаются информационная война, информационный криминал, информационный терроризм и что между ними общего?

4. Охарактеризуйте угрозы информационной безопасности России.

5. Раскройте социальный и экологический аспекты информационной безопасности.

6. Чем обусловлена актуальность в современном обществе проблемы информационно-психологической безопасности?

7. Назовите каналы информационного воздействия на человека.

8. Какие мероприятия необходимо провести, чтобы создать в России условия для безопасного развития личности?

Рекомендуемая литература

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М., 2002.

Аносов В. Д., Стрельцов А. А. 0 Доктрине информационной безопасности Российской Федерации // Информационное общество. 1997. № 2–3. С. 3–9.

Аносов В. Д., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности // Информационное общество. 1997. № 4–6.

Арсентьев М. В. К вопросу о понятии «информационная безопасность»// Информационное общество. 1997. № 4–6.

Геополитика и национальная безопасность: Словарь основных понятий и определений / М. И. Абдрахманов и др. М., 1998.

Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М., 1995.

Емельянов Г. В., Стрельцов А. А. Информационная безопасность России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. А. А. Прохожева. М., 1999. Ч. 1: Основные понятия и определения.

Емельянов Г, В., Стрельцов А, А, Проблемы обеспечения безопасности информационного общества // Информационное общество. 1999. № 2.

Завадский И. И. Информационная война – что это такое?// Конфидент. 1996. № 4.

Защита информационных ресурсов в условиях развития мировых открытых сетей / Д. С. Черешкин, А. Б. Антопольский, А. А. Кононов и др. М., 1997.

Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М., 1997.

Лепский В. Е. Информационно-психологическая безопасность фирмы // Психологические аспекты безопасности предпринимательской деятельности / Под ред. В. Е.Лепского. М.,1997.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Основы национальной безопасности России / М. И. Абдурахманов и др.; Под общ. ред. В.Л.Манилова. М., 1998.

Оценка эффективности систем защиты информационных ресурсов / Д. С. Черешкин, В. А. Гадасин, 0. И. Елизаров и др. М., 1998.

Поздняков А. И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль. 1993. № 10.

Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996.

Серебрянников В. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996.

Смолян Г. Л. Сетевые информационные системы и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 1999. № 1.

Урсул А. Д. Концепция естественной экобезопасности// Безопасность. 1994. № 1–2.

Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и безопасного развития цивилизации. М., 1990.

Цыгичко В. И., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М., 1997.

Экологические императивы устойчивого развития России. СПб., 1996. («Россия накануне XXI века; вып. 5).

Юсупов Р. М. Информационная безопасность – основа национальной безопасности // Вооружение, политика, конверсия. 1997. № 3,4.

Юсупов Р. М. г Заболотский В. П., Иванов В. П. Человек в информационном пространстве// Проблемы информатизации. 1996. Вып. 4.

Введение

Характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.

Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве. Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно.

Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие; оптоэлектроники - лазерное оружие; химии - отравляющие газы; биологии - биологическое оружие и т.д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

Поэтому сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Цель работы: изучение направлений информационной безопасности личности, общества, государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества.

Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Социальная информатика: конспект лекций / Сост. Н.М. Воронина. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 51.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информационная безопасность определяется - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

При этом информационная безопасность - это: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 160 с.

Состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для общества и государства в целом.

Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Таким образом, объектами информационной безопасности являются: Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - С. 51.

Личность (ее права и свободы);

Общество (его материальные и духовные ценности);

Государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность - базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане. Поэтому информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства - это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности, связанные с использованием современных технологий.

Одной из важнейших была и остается проблема социальной безопасности. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений. В современной России информационная безопасность определяется наличием негативных процессов в обществе. С одной стороны, это сложные, противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, что снижает устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т.д.

Таким образом, информационные технологии - огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это - страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, особая роль которой объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества и государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты, основные направления которой рассмотрим в следующей главе.

Похожие публикации