Компьютеры с современный мир

Сдача информационной системы в эксплуатацию. Ввод в промышленную эксплуатацию информационных систем гост

Порядок ввода ЭИС в эксплуатацию.

ТИПОВОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ. СТАДИЯ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ.

ЛЕКЦИЯ 10.

Согласно ГОСТ 34.601-90 «АС. Стадии создания» и ГОСТ 34.603-92 «Виды испытаний АС» В рамках стадии ввода системы в эксплуатацию проводят следующие работы:

1) организационная подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие – реализация проектных решений по организационной структуре, обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами, внедрение классификаторов информации;

2) подготовка персонала – обучение персонала и проверка его способности обеспечить функционирование ИС;

3) комплектация ИС поставляемыми изделиями (в случае описанной в ТЗ необходимости такой поставки) – получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий, проведение входного контроля их качества;

4) строительно-монтажные работы – проведение работ по строительству специализированных помещений для размещения технических средств и персонала ИС, сооружению кабельных каналов, монтажу технических средств и линий связи, испытанию смонтированных технических средств, сдаче технических средств для проведения пусконаладочных работ;

5) пусконаладочные работы – автономная наладка технических и программных средств, загрузка информации в базу данных и проверка ее ведения, комплексная наладка всех средств системы;

6) проведение предварительных испытаний – испытание ИС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на ИС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний; оформление акта о приёмке ИС в опытную эксплуатацию;

7) проведение опытной эксплуатации – опытная эксплуатация ИС; анализ ее результатов; доработка программного обеспечения ИС; дополнительная наладка технических средств ИС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

8) проведение приёмочных испытаний – испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний; анализ результатов испытания ИС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях; оформление акта о приёмке ИС в постоянную эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию ЭИС представляет собой постепенный переход от существующей системы управления к автоматизированной. При этом не только повышается степень использования технических средств для обработки данных, но и соответствующим образом меняются сами методы управления.


В соответствии со спиральной моделью жизненного цикла системы начиная со стадии технического проектирования, подсистемы ЭИС, комплексы задач или отдельные компоненты, способные к самостоятельному функционированию, вводятся в эксплуатацию поэтапно, по мере готовности рабочей документации и технических средств.

Стадия ввода в эксплуатацию включает в себя опытную эксплуатацию комплексов задач и прием их в промышленную эксплуатацию после проведения приемо-сдаточных испытаний. В промышленную эксплуатацию всю систему принимают после завершения приема в эксплуатацию всех комплексов задач.

Одной из важных особенностей ввода системы в эксплуатацию является наличие некоторого периода, в течение которого осуществляется параллельная работа существующей системы и новой ЭИС. В технических системах одно устройство заменяют другим чаще всего последовательно во времени. Иногда новый станок устанавливают на месте старого – в этом случае в течение некоторого времени не работает ни новое, ни старое оборудование. Если новое вступает в строй раньше, чем прекращает работать старое, то они работают независимо друг от друга. При вводе в эксплуатацию ЭИС организационного типа принципиально невозможна ситуация, при которой хотя бы кратковременно не работала ни старая, ни новая система. Более того, для проверки правильности всех заложенных решений ввод в эксплуатацию новой системы осуществляется постепенно во время опытной эксплуатации следующими шагами:

1. Проверка подсистемы или комплекса задач на полном объеме реальных данных, но не в реальные сроки, необходимые для управления.

2. Работа новой системы на полном объеме реальных данных и в реальные сроки в контрольном режиме, когда полученные результаты не используются для управления, а сопоставляются с результатами, получаемыми в прежней системе, и анализируются.

3. Переход на управление по результатам новой системы при сохранении в работе старой системы на случай возможных сбоев и непредвиденных ситуаций.

4. Окончательный переход на работу новой системы.

Работа системы в параллельном режиме крайне неблагоприятна для сотрудников. Им приходится выполнять двойную работу с повышенной нагрузкой. Разработчикам системы следует стремиться к сокращению срока параллельной работы, что существенно зависит от того, насколько успешно проведена разработка и отладка системы. Недопустимо переносить хотя бы часть отладки и доводки системы на период опытной эксплуатации. Изменения и в этот период неизбежны, однако следует стремиться к тому, чтобы остались лишь такие, которые нельзя было предусмотреть до начала опытной эксплуатации.

Опытная эксплуатация перекрывает процесс тестирования. Как правило, система вводится в эксплуатацию не полностью, постепенно. Поэтому с точки зрения информационного наполнения системы ввод в эксплуатацию проходит, по крайней мере, три фазы:

2) накопление информации;

3) выход на проектную мощность.

инициирует довольно узкий круг ошибок - в основном это проблемы рассогласования данных при загрузке и собственные ошибки загрузчиков, то есть то, что не было отслежено на тестовых данных. Если отладку «на живых» данных производить невозможно, то придется моделировать ситуацию, причем быстро. Здесь требуются очень квалифицированные тестеры.

В период накопления информации проявится наибольшее количество ошибок, допущенных при создании информационной системы. Как правило, это ошибки, связанные с многопользовательским доступом. Часто на этапе тестирования таким ошибкам не уделяется должного внимания. Это связано, видимо, со сложностью моделирования, а также с дороговизной средств автоматизации тестирования информационной системы в условиях многопользовательского доступа. Некоторые ошибки исправить будет довольно сложно, так как они являются ошибками проектирования. Ни один самый хороший проект от них не застрахован. Это значит, что на всякий случай надо резервировать время на локализацию и исправление таких ошибок.

В период накопления информации можно столкнуться со знаменитым «упала база». При самом плохом раскладе окажется, что СУБД не выдерживает потока информации. При хорошем - просто параметры конфигурации неверны. Первый случай опасен, так как повлиять на производителя СУБД довольно сложно, а заказчик очень не любит ссылок на службу технической поддержки СУБД. Решать проблему отказа СУБД придется не производителю, а вам - менять схему, снижать поток запросов, менять сами запросы; в общем - вариантов много. Хорошо, если время восстановления базы вписывается в запланированное время проекта.

Выход системы на проектную мощность при удачном стечении обстоятельств - это исправление ряда мелких ошибок, и изредка – ошибок серьезных.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О требованиях к вводу в эксплуатацию информационных систем, создаваемых в городе Москве *


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 37 (Том 2), 07.07.2015);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 57, 13.10.2015);
от 5 декабря 2017 года N 694-РП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. 06.12.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.12.2018).
____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП ..


В целях повышения эффективности эксплуатации информационных систем в городе Москве:

1. Установить, что:

1.1. Органы исполнительной власти города Москвы, обеспечивающие создание информационных систем за счет средств бюджета города Москвы, подведомственные таким органам исполнительной власти города Москвы организации, на которые в соответствии с правовыми актами города Москвы возложены полномочия по обеспечению создания информационных систем (далее также - органы исполнительной власти города Москвы и организации, обеспечивающие создание информационных систем), осуществляют ввод указанных информационных систем в эксплуатацию после проведения приемочных испытаний, подтверждающих готовность информационной системы к вводу в эксплуатацию, утверждения модели угроз безопасности информации, а также выполнения необходимых мероприятий по защите информации, содержащейся в информационной системе, путем оформления правовых актов (локальных нормативных актов) органов исполнительной власти города Москвы или организаций, обеспечивающих создание информационных систем, соответственно (далее - правовые акты о вводе в эксплуатацию информационных систем) по форме согласно приложению к настоящему распоряжению.
распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.2. Правовые акты о вводе в эксплуатацию информационных систем, создание которых не обеспечивает Департамент информационных технологий города Москвы, подлежат согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы. В ходе согласования Департаментом информационных технологий города Москвы могут быть затребованы у органов исполнительной власти города Москвы и организаций, обеспечивающих создание информационных систем, дополнительные сведения о данной информационной системе, содержащие ее описание и (или) подтверждающие основания ее создания, а также соответствие затрат на создание информационной системы планируемой стоимости работ по разработке информационных систем, создаваемых в городе Москве, определяемой в соответствии с Методикой расчета планируемой стоимости работ по созданию, развитию и модернизации информационных систем города Москвы, утверждаемой совместным распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.3. В случае, если использование информационной системы будет осуществляться несколькими органами исполнительной власти города Москвы либо при использовании информационной системы планируется осуществление взаимодействия с жителями города Москвы и/или юридическими лицами, орган исполнительной власти города Москвы, обеспечивающий создание информационной системы или осуществляющий функции и полномочия учредителя подведомственной организации, обеспечивающей создание информационной системы, по согласованию с Департаментом информационных технологий города Москвы представляет в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы проект правового акта Правительства Москвы, содержащий положение об указанной информационной системе, в котором в том числе отражаются определение информационной системы, ее задачи и функции, а также перечень участников информационного взаимодействия с использованием информационной системы и их полномочия, включая полномочия по обработке персональных данных, содержащихся в информационной системе.
распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

В случае, если в правовом акте Правительства Москвы определяется орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за организацию информационного наполнения информационной системы, полномочия по организации обработки персональных данных, содержащихся в информационной системе, определению целей обработки таких персональных данных, а также полномочия обладателя информации, содержащейся в информационной системе, возлагаются на указанный орган исполнительной власти города Москвы. При этом полномочия по применению технических мер обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, установленных Правительством Российской Федерации, возлагаются на оператора информационной системы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 6 октября 2015 года N 563-РП .
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП .

1.3(1). К мерам защиты информации, содержащейся в информационных системах, реализуемым органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за организацию информационного наполнения информационной системы, относятся:

Абзац утратил силу - .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

Абзац утратил силу - распоряжение Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .;

- определение степени возможного ущерба (возможных негативных последствий) от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации для каждого вида информации;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП)

- оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП)

Определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в информационной системе.
(Пункт дополнительно включен )

1.4. В случае отсутствия оснований для принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе, правовой акт о вводе в эксплуатацию информационной системы должен быть согласован с органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим эксплуатацию информационной системы за счет средств бюджета города Москвы, или с подведомственной такому органу исполнительной власти города Москвы организацией (в случае если на нее возложены соответствующие полномочия).
(Пункт 1.4 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП распоряжением Правительства Москвы от 6 октября 2015 года N 563-РП ; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

1.5. Доступ к информации, содержащейся в информационной системе, предоставляется после ввода информационной системы в эксплуатацию оператором информационной системы или организацией, уполномоченной им на осуществление функций оператора информационной системы, путем:

Свободного получения информации, не относящейся к информации ограниченного доступа, если иное не установлено в положении об информационной системе;

Получения информации органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями, иными организациями, физическими лицами в соответствии с положением об информационной системе;

Получения информации на основании договоров на использование информационных ресурсов информационной системы, заключаемых оператором информационной системы или организацией, уполномоченной им на осуществление функций оператора информационной системы, с хозяйствующими субъектами (далее - договор на использование информационных ресурсов).
(Пункт 1.5 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.6. Договор на использование информационных ресурсов является договором присоединения и должен в том числе предусматривать:

Перечень информационных систем, информация из которых подлежит предоставлению;

Состав информации, доступ к которой предоставляется;

Цели предоставления доступа к информации;

Размер платы за предоставление доступа к информации в случае, если оператором информационной системы не установлено, что предоставление доступа к ней осуществляется бесплатно;

Требования и ограничения по использованию информации, в том числе при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом.
(Пункт 1.6 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.7. Оператор информационной системы обеспечивает утверждение форм договоров на использование информационных ресурсов и их размещение на официальном сайте оператора информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заключение договоров на использование информационных ресурсов и контроль их исполнения. Указанные полномочия реализуются оператором информационной системы независимо от того, указан ли в правовом акте Правительства Москвы, содержащем положение об информационной системе, отличный от оператора информационной системы орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за организацию информационного наполнения информационной системы.
(Пункт 1.7 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.8. По договору на использование информационных ресурсов не предоставляются персональные данные и иная информация ограниченного доступа, за исключением случаев, когда такое предоставление согласовано с субъектом персональных данных или обладателем информации ограниченного доступа.
(Пункт 1.8 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

1.9. В правовом акте Правительства Москвы, содержащем положение об информационной системе, могут быть установлены иные особенности предоставления доступа к информации, содержащейся в информационной системе.
(Пункт 1.9 дополнительно включен распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2015 года N 370-РП)

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года N 891-РП .

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение. О вводе в эксплуатацию

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 3 июля 2012 года N 342-РП
(В редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства Москвы
от 5 декабря 2017 года N 694-РП ;
в редакции, введенной в действие
распоряжением Правительства Москвы
от 19 декабря 2018 года N 891-РП . -
См. предыдущую редакцию)

О вводе в эксплуатацию

В соответствии с

(указывается правовой акт Правительства Москвы, в соответствии с которым создавалась информационная система)

и в целях реализации

(в случае принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе, указывается наименование соответствующего правового акта)

с учетом принятых в установленном порядке результатов

(указывается наименование работ - предмет контракта (договора), в соответствии с которым была создана информационная система)

произведенных по контракту (договору) от

что подтверждается

(указывается акт приемочных испытаний)

1. Принять с

в эксплуатацию

(указывается дата начала эксплуатации информационной системы)

(указывается наименование информационной системы)

создать паспорт информационной системы.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

на основании сведений, содержащихся в паспорте информационной системы, зарегистрировать информационную систему в Едином реестре информационных систем и ресурсов города Москвы.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить принятие правового акта Правительства Москвы, утверждающего положение об информационной системе.

5. Установить, что эксплуатацию информационной системы

обеспечивает

(указывается орган исполнительной власти города Москвы или подведомственная органу исполнительной власти города Москвы организация, которые осуществляют указанные полномочия)

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить разработку и утверждение организационно-распорядительных документов органов исполнительной власти города Москвы, обеспечивающих создание информационных систем, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации информационной системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить аттестацию информационной системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в информационной системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

(указываются должность, фамилия и инициалы лица, на которое возлагается обязанность по подготовке должностных лиц, работников к эксплуатации информационной системы)

обеспечить подготовку должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы (работников подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации), обеспечивающих создание информационной системы, к эксплуатации информационной системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

(указывается структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации)

обеспечить подготовку органа исполнительной власти города Москвы (подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации), обеспечивающего создание информационной системы, к эксплуатации информационной системы.

10. Контроль за выполнением настоящего правового акта (локального нормативного акта)

возложить на

(указываются должность, фамилия и инициалы лица, на которое возлагается контроль за выполнением правового акта (локального нормативного акта)

Должность руководителя органа исполнительной власти

города Москвы или подведомственной органу

исполнительной власти города Москвы организации

Фамилия и инициалы

________________

В случае если оформление паспорта информационной системы и регистрацию информационной системы в Едином реестре информационных систем и ресурсов города Москвы осуществляет одно и то же структурное подразделение органа исполнительной власти города Москвы или подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации, пункты 2 и 3 настоящего приложения могут быть объединены.

Пункт включается в случае, если на дату принятия правового акта органа исполнительной власти города Москвы или локального нормативного акта подведомственной органу исполнительной власти города Москвы организации о вводе в эксплуатацию информационной системы не принят правовой акт Правительства Москвы, содержащий положение об информационной системе.

Пункт включается в случае отсутствия оснований для принятия правового акта Правительства Москвы, содержащего положение об информационной системе.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676
"О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации.

2. Установить, что мероприятия, предусмотренные требованиями , утвержденными настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Рекомендовать иным государственным органам, помимо федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления руководствоваться в своей деятельности требованиями , утвержденными настоящим постановлением.

Требования
к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2015 г. N 676)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящий документ определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем (далее - система) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти) в целях повышения эффективности реализации полномочий органов исполнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий либо органами исполнительной власти, выступающими в качестве публичных партнеров, и частными партнерами в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве (далее - частный партнер) в целях реализации указанных соглашений.

1.1. При реализации органами исполнительной власти либо частными партнерами мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации должны выполняться:

а) требования о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий;

б) требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе;

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 дополнен подпунктом "в" с 27 апреля 2019 г. - Постановление

в) требования о защите персональных данных, предусмотренные частью 3 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных" (в случае наличия в системе персональных данных).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 Требования дополнены пунктом 1.2

1.2. В целях выполнения требований о защите информации, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего документа (далее - требования о защите информации), органы исполнительной власти определяют требования к защите информации, содержащейся в системе органа исполнительной власти, для чего осуществляют:

а) определение информации, подлежащей защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

б) анализ нормативных правовых актов, методических документов и национальных стандартов, которым должна соответствовать система;

в) классификацию системы в соответствии с требованиями о защите информации;

г) определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;

д) определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в системе.

II. Требования к порядку создания системы

2. Основанием для создания системы является:

а) обязанность органа исполнительной власти по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;

б) решение органа исполнительной власти о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "в" с 27 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 11 апреля 2019 г. N 420

в) решение Правительства Российской Федерации о реализации проекта государственно-частного партнерства;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "г" с 27 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 11 апреля 2019 г. N 420

г) решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, если публичным партнером является субъект Российской Федерации либо планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случаев проведения совместного конкурса с участием Российской Федерации).

3. Создание системы осуществляется в соответствии с техническим заданием с учетом модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1.2 настоящего документа, а также уровней защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных и требований настоящего документа.

Модель угроз безопасности информации и (или) техническое задание на создание системы согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации.

Техническое задание на создание системы должно включать сформированные в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 1.1 настоящего документа требования к защите информации, содержащейся в системе.

4. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа исполнительной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.

5. Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

а) разработка документации на систему и ее части;

б) разработка рабочей документации на систему и ее части;

в) разработка или адаптация программного обеспечения;

г) пусконаладочные работы;

д) проведение предварительных испытаний системы;

е) проведение опытной эксплуатации системы;

ж) проведение приемочных испытаний системы.

6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы.

7. Этап разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение документации, содержащей сведения, необходимые для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:

а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;

б) контроль работоспособности системы и компонентов, обеспечивающих защиту информации;

в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;

г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.

8. Этап разработки или адаптации программного обеспечения включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения системы и средств защиты информации по требованиям безопасности информации.

9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.

10. Этап проведения предварительных испытаний включает:

а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;

в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;

г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.

11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:

а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;

б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;

в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;

г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.

12. Этап проведения приемочных испытаний включает:

а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;

в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.

III. Требования к порядку ввода системы в эксплуатацию

13. Основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации.

14. Правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию включает:

а) мероприятия по разработке и утверждению организационно-распорядительных документов , определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации системы, разработка которых предусмотрена нормативными правовыми актами и методическими документами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также национальными стандартами в области защиты информации;

б) мероприятия по аттестации системы по требованиям защиты информации, в результате которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях подтверждается соответствие защиты информации, содержащейся в системе, требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

в) мероприятия по подготовке органа исполнительной власти, а также частного партнера в случае заключения соглашения о государственно-частном партнерстве к эксплуатации системы;

г) мероприятия по подготовке должностных лиц органа исполнительной власти, а также работников частного партнера в случае заключения соглашения о государственно-частном партнерстве к эксплуатации системы, включая лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

15. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в следующих случаях:

а) невыполнение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации;

б) отсутствие в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации;

в) невыполнение требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". настоящего документа. правовой акт а) подготовку правовых актов, связанных с выводом системы из эксплуатации;

б) работы по выводу системы из эксплуатации, в том числе работы по деинсталляции программного обеспечения системы, по реализации прав на программное обеспечение системы, демонтажу и списанию технических средств системы, обеспечению хранения и дальнейшего использования информационных ресурсов системы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. N 555 пункт 23 дополнен подпунктом "в"

в) обеспечение защиты информации в соответствии с документацией на систему и организационно-распорядительными документами по защите информации, в том числе архивирование информации, содержащейся в системе, уничтожение (стирание) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожение машинных носителей информации.

24. Если нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено иное, то сроки хранения информации, содержащейся в базах данных системы, определяются органом исполнительной власти и не могут быть меньше сроков хранения информации, которые установлены для хранения документов в бумажном виде, содержащих такую информацию.

25. Срок вывода системы из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике

Министерства экономического развития Российской Федерации
______________ В.Н. Руденко
«09 » _ноября __ 2011 г

АКТ ВВОДА В ОПЫТНУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Автоматизированной информационной системы управления проектами, разработанной в рамках государственного контракта от 7 ноября 2011 г. № ГК-158-ОФ/Д01.
В соответствии с совместным решением Заказчика (Минэкономразвития России) и Исполнителя (ООО «ОТР 2000») о введении в опытную эксплуатацию.

Комиссия в составе:

Председателя комиссии:

Заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике В.Н. Руденко,

Членов комиссии:

Исполняющего обязанности начальника отдела развития электронного общества Департамента государственного регулирования в экономике С.В.Пушакова,

Советника отдела методического обеспечения организации межведомственного взаимодействия Департамента государственного регулирования в экономике А.В. Матвеенко,

Ведущего консультанта отдела развития электронного общества Департамента государственного регулирования в экономике Н.Н. Кирсановой,

Руководителя направления ООО «ОТР 2000» А.И. Кулешова,

Руководителя проектов ООО «ОТР 2000» О.В. Страхова,

Ведущего аналитика ООО «ОТР 2000» Ю.М. Гудковой,

Научного сотрудника направления «Реальный сектор» ИЭП имени Е.Т. Гайдара Э.Р. Батаршина.
в период с "_08 _" ноября 2011 года по "_09 _" ноября 2011 года провела предварительные испытания прикладного программного обеспечения автоматизированной информационной системы «Портал проектного управления» (АИС ППУ), установленного в Минэкономразвития России.


  1. Предварительные испытания признаны успешно завершенными.

    1. Основные этапы разработки выполнены в соответствии с Техническим заданием.

    2. Разработанная документация отвечает требованиям эксплуатации программных средств.

    3. Программное обеспечение подготовлено к опытной эксплуатации.

  1. Перечень функций, принимаемых в опытную эксплуатацию (раздел «Требования к функциям, выполняемым системой» технического задания):

    1. Ведение перечня проектов.

    2. Работа с проектными сущностями.

    3. Работа с показателями по оценке состояния работ по проекту.

    4. Аналитический модуль.

    5. Библиотека документов.

  1. Перечень предоставленных комиссии документов, необходимых для проведения опытной эксплуатации:

    1. «Описание АИС «Портал проектного Управления»» (Паспорт системы);

    2. «Инструкция администратора АИС ППУ»;

    3. «Инструкция пользователя АИС ППУ»;

    4. «Программа и методика испытаний АИС ППУ»;

    5. «Тестовые задания для АИС ППУ»;

    6. «Ролевая инструкция, описывающая порядок работы с АИС ППУ в качестве инструмента управления проектами «Межведомственное взаимодействие»».

  2. Решение комиссии: Принять программное обеспечение в опытную эксплуатацию с 9 ноября 2011 года.

ПРИЛОЖЕНИЯ:


  1. Протокол предварительных испытаний № 1

  2. Протокол предварительных испытаний № 2
Члены комиссии:

В.Н. Руденко

С.В. Пущаков

А.В. Матвеенко

Н.Н. Кирсанова

А.И. Кулешов

О.В. Страхова

Ю.М. Гудкова

Э.Р. Батаршин

Главная / Провода и кабели

ГОСТ 34.601-90

Группа П87

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ

СТАДИИ СОЗДАНИЯ

Information technology. Set of standards for automated systems. Automated systems. Stages of development

МКС 35.080
ОКСТУ 0034

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3469

3. ВЗАМЕН ГОСТ 24.601-86 , ГОСТ 24.602-86

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 19.101-77

Приложение 1

ГОСТ 34.201-89

Приложение 1

6*. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2009 г.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление и т.п.), включая их сочетания, создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания АС.

В приложении 1 приведено содержание работ на каждом этапе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

1.3. Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

1.4. Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Перечень организаций, участвующих в работах по созданию АС, приведен в приложении 2.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АС

2.1. Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице.

Этапы работ

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС

1.2. Формирование требований пользователя к АС

1.3. Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС

2.1. Изучение объекта

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ

2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя

2.4. Оформление отчета о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям

4.2. Разработка документации на АС и ее части

5.1. Разработка проектных решений по системе и ее частям

5.2. Разработка документации на АС и ее части

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации

6. Рабочая документация

6.1. Разработка рабочей документации на систему и ее части

6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие

7.2. Подготовка персонала

7.3. Комплектация АС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)

7.4. Строительно-монтажные работы

7.6. Проведение предварительных испытаний

7.7. Проведение опытной эксплуатации

7.8. Проведение приемочных испытаний

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами

8.2. Послегарантийное обслуживание

2.2. Стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.

Допускается исключать стадию "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект". В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

1. На этапе 1.1 "Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС" в общем случае проводят:

Сбор данных об объекте автоматизации и осуществляемых видах деятельности;

Оценку качества функционирования объекта и осуществляемых видов деятельности, выявление проблем, решение которых возможно средствами автоматизации;

Оценку (технико-экономической, социальной и т.п.) целесообразности создания АС.

2. На этапе 1.2 "Формирование требований пользователя к АС" проводят:

Подготовку исходных данных для формирования требований к АС (характеристика объекта автоматизации, описание требований к системе, ограничения допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию, эффект, ожидаемый от системы, условия создания и функционирования системы);

Формулировку и оформление требований пользователя к АС.

3. На этапе 1.3 "Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)" проводят оформление отчета о выполненных работах на данной стадии и оформление заявки на разработку АС (тактико-технического задания) или другого заменяющего ее документа с аналогичным содержанием.

4. На этапах 2.1 "Изучение объекта" и 2.2 "Проведение необходимых научно-исследовательских работ" организация-разработчик проводит детальное изучение объекта автоматизации и необходимые научно-исследовательские работы (НИР), связанные с поиском путей и оценкой возможности реализации требований пользователя, оформляют и утверждают отчеты о НИР.

5. На этапе 2.3 "Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя" в общем случае проводят разработку альтернативных вариантов концепции создаваемой АС и планов их реализации; оценку необходимых ресурсов на их реализацию и обеспечение функционирования; оценку преимуществ и недостатков каждого варианта; сопоставление требований пользователя и характеристик предлагаемой системы и выбор оптимального варианта ; определение порядка оценки качества и условий приемки системы; оценку эффектов, получаемых от системы.

6. На этапе 2.4 "Оформление отчета о выполненной работе" подготавливают и оформляют отчет, содержащий описание выполненных работ на стадии, описание и обоснование предлагаемого варианта концепции системы.

7. На этапе 3.1 "Разработка и утверждение технического задания на создание АС" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение технического задания на АС и, при необходимости, технических заданий на части АС.

8. На этапе 4.1 "Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям" определяются: функции АС; функции подсистем, их цели и эффекты; состав комплексов задач и отдельных задач; концепции информационной базы, ее укрупненная структура; функции системы управления базой данных; состав вычислительной системы; функции и параметры основных программных средств.

9. На этапе 5.1 "Разработка проектных решений по системе и ее частям" обеспечивают разработку общих решений по системе и ее частям, функционально-алгоритмической структуре системы, по функциям персонала и организационной структуре, по структуре технических средств , по алгоритмам решений задач и применяемым языкам, по организации и ведению информационной базы, системе классификации и кодирования информации, по программному обеспечению.

10. На этапах 4.2 и 5.2 "Разработка документации на АС и ее части" проводят разработку, оформление, согласование и утверждение документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию АС. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

11. На этапе 5.3 "Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку" проводят: подготовку и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС; определение технических требований и составление ТЗ на разработку изделий, не изготавливаемых серийно.

12. На этапе 5.4 "Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации" осуществляют разработку, оформление, согласование и утверждение заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ , связанных с созданием АС.

13. На этапе 6.1 "Разработка рабочей документации на систему и ее части" осуществляют разработку рабочей документации, содержащей все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу АС в действие и ее эксплуатации, а также для поддерживания уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы в соответствии с принятыми проектными решениями, ее оформление, согласование и утверждение. Виды документов - по ГОСТ 34.201 .

14. На этапе 6.2 "Разработка или адаптация программ" проводят разработку программ и программных средств системы, выбор, адаптацию и (или) привязку приобретаемых программных средств, разработку программной документации в соответствии с ГОСТ 19.101 .

15. На этапе 7.1 "Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие" проводят работы по организационной подготовке объекта автоматизации к вводу АС в действие, в том числе: реализацию проектных решений по организационной структуре АС; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; внедрение классификаторов информации.

16. На этапе 7.2 "Подготовка персонала" проводят обучение персонала и проверку его способности обеспечить функционирование АС.

17. На этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.

18. На этапе 7.4 "Строительно-монтажные работы" проводят: выполнение работ по строительству специализированных зданий (помещений) для размещения технических средств и персонала АС; сооружение кабельных каналов; выполнение работ по монтажу технических средств и линий связи; испытание смонтированных технических средств; сдачу технических средств для проведения пусконаладочных работ.

19. На этапе 7.5 "Пусконаладочные работы" проводят автономную наладку технических и программных средств, загрузку информации в базу данных и проверку системы ее ведения; комплексную наладку всех средств системы.

20. На этапе 7.6 "Проведение предварительных испытаний" осуществляют:

Испытания АС на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;

Устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на АС, в том числе эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний;

Оформление акта о приемке АС в опытную эксплуатацию.

21. На этапе 7.7 "Проведение опытной эксплуатации" проводят: опытную эксплуатацию АС; анализ результатов опытной эксплуатации АС; доработку (при необходимости) программного обеспечения АС; дополнительную наладку (при необходимости) технических средств АС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации.

22. На этапе 7.8 "Проведение приемочных испытаний" проводят:

Испытания на соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;

Анализ результатов испытаний АС и устранение недостатков, выявленных при испытаниях;

Оформление акта о приемке АС в постоянную эксплуатацию.

23. На этапе 8.1 "Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами" осуществляют работы по устранению недостатков, выявленных при эксплуатации АС в течение установленных гарантийных сроков, внесению необходимых изменений в документацию на АС.

24. На этапе 8.2 "Послегарантийное обслуживание" осуществляют работы по:

Анализу функционирования системы;

Выявлению отклонений фактических эксплуатационных характеристик АС от проектных значений;

Установлению причин этих отклонений;

Устранению выявленных недостатков и обеспечению стабильности эксплуатационных характеристик АС;

Внесению необходимых изменений в документацию на АС.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТАХ ПО СОЗДАНИЮ АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

1. Организация-заказчик (пользователь), для которой создается АС и которая обеспечивает финансирование, приемку работ и эксплуатацию АС, а также выполнение отдельных работ по созданию АС;

2. Организация-разработчик, которая осуществляет работы по созданию АС, представляя заказчику совокупность научно-технических услуг на разных стадиях и этапах создания, а также разрабатывая и поставляя различные программные и технические средства АС;

3. Организация-поставщик, которая изготавливает и поставляет программные и технические средства по заказу разработчика или заказчика;

4. Организация-генпроектировщик объекта автоматизации;

5. Организации-проектировщики различных частей проекта объекта автоматизации для проведения строительных, электротехнических, санитарно-технических и других подготовительных работ, связанных с созданием АС;

6. Организации строительные, монтажные, наладочные и другие.

Примечания:

1. В зависимости от условий создания АС возможны различные совмещения функций заказчика, разработчика, поставщика и других организаций, участвующих в работах по созданию АС.

2. Стадии и этапы выполняемых ими работ по созданию АС определяются на основании настоящего стандарта.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2009

Зачем, в принципе, нужны при проектировании?

Получается так, что ГОСТы помогают самому проектировщику.

Основная проблема при проектировании – это отсутствие самого проектирования. Есть некие обрывки мыслей, желаний, но без формирования их в некую целостную картину. Это свойственно и начинающим и системным администраторам и начинающим системным инженерам. Присутствуют некая спонтанность мышления. Кстати, она же свойственна и многим заказчикам. Но они находятся в несколько более выгодном положении, чем исполнители.

Возникает интересный: а кому нужно и все эти пояснительные записки, ТЗ и т.п.? И вот какой интересный ответ у нас получится: на 85% документирование необходимо исполнителю. Оставшиеся 15% нужны заказчику для некоего общего понимания происходящего. Но исполнителю надо четко обозначить как границы проекта, так и признаки его выполнения. Исполнитель должен уметь защищать себя от хаотичности мышления заказчика.

Итак, обратимся к ГОСТам разработчика. Основных у нас их два: ГОСТ 34й серии и ГОСТ 19й серии. 34я серия относится к разработке автоматизированных систем, а 19й – к разработке программного обеспечения.
Мы будем говорить о ГОСТе 34й серии.

В 34й серии много различных ГОСТов. Нас будут интересовать лишь некоторые из них. А именно:

1. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения
2. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
3. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
4. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
5. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
6. РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

ГОСТы чем-то похожи по своей иерархической структуре на каталог. На такой, например, как Active Directory. Вероятно, что если писать документацию четко следуя ГОСТам, то перекрестные ссылки позволят вам ознакомиться с огромным количеством документов. Но что самое главное в ГОСТах, это четкая модель «от общего к частному». Начиная с общих фраз мы дойдем до самого последнего RJ45 в системе.

А теперь более подробно. Основным ГОСТом, вокруг которого идет т.н. пляска является ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания). Давайте более подробно посмотрим на этот документ.

Вот такая вот структура встречает нас в данном документе. Что же в этом замечательного? Замечательного в этом то, что мы видим практически полный цикл жизни автоматизированной системы. Почему почти? Потому что тут отсутствует такая стадия как вывод из эксплуатации и утилизация. Но нам это не особо и надо. Пока с лихвой хватит и существующих стадий. Тем более, что стадия утилизации рассмотрена в одном из других ГОСТов, но это выходит за рамки этой статьи.

Как я говорил выше, ГОСТы содержат в себе перекрестные ссылки. И чтобы пойти дальше в наших рассуждениях, мы чуть-чуть заглянем в ГОСТ 34.003-90 (Термины и определения). В нем интересует определение автоматизированной системы. Это важно, т.к. нам все же надо иметь представление, что же мы собираемся создавать.

ГОСТ 34.003-90 в определении автоматизированной системы говорит нам следующее: автоматизированная система; АС: Система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций . Т.е. другими словами, АС состоит из

1. Персонала
2. комплекса средств
3. некой деятельности, подлежащей автоматизации.

Так же уточним у ГОСТа 34.003-90

1. комплекс средств автоматизации автоматизированной системы; КСА АС: Совокупность всех компонентов АС, за исключением людей
2. пользователь автоматизированной системы; пользователь AC: Лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования
3. эксплуатационный персонал автоматизированной системы; эксплуатационный персонал АС
4. компонент автоматизированной системы; компонент AC: Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое

Итак, что же у нас получается? А получается, что мы почувствовали под ногами некоторый фундамент, на который будем опираться. Нам известно, из чего состоит автоматизированная система и уточнили, что персонал бывает двух видов: пользовательский и эксплуатационный. И логически выведем, что компонент АС, выделенный по определенному признаку будет т.с. «hardware» и «software», если совсем просто. И совокупность программы+железо будет комплекс средств автоматизации АС.

Значит, если заказчик, например, скажет «А установите мне Exchange», то это не будет АС по одной простой причине: как минимум в таком задании отсутствует вид автоматизируемой деятельности. А может быть заказчику вообще нужен не Exchange. А может ему совсем нужен не Exchange. А это значит, что требуется обследование объекта автоматизации. А значит начинается стадия первая ГОСТ 34.601-90 (Стадии создания). «Формирование требований к АС»

На этой стадии ГОСТ требует от нас сделать несколько этапов. Если перевести это на человеческий язык, то тут мы должны определить надо ли вообще что-либо разрабатывать. Целесообразно ли это различных точек зрения. В общем, провести оценку необходимости начала работ. Итогом работы по этой стадии становится отчет, который фиксирует результат.

После того, как мы решили с заказчиком, что есть достаточные основания для разработки, мы можем переходить к следующей стадии «Разработка концепции АС».

В концепции нам необходимо изучить объект, где требуется произвести внедрение. Если в первой стадии мы искали причину создания АС вообще(исходя лишь из бизнес-целей, просто ГОСТ писался тогда, когда таких слов не употребляли), то на второй стадии нам необходимо найти возможные варианты , которые удовлетворяют требованиям заказчика. Например, если заказчик хочет почтовую систему, то это можно реализовать как на Exchange, так и на Postfix или на чем ни будь еще. Со своими плюсами, минусами и вариантами развития. Проводится общая экспертиза объекта и предварительно оцениваются трудозатраты. Мы, как исполнители, тоже ищем для себя наиболее оптимальный вариант.
После того, как мы придем с заказчиком к определенному единому мнению о том, какой именно вариант решения ему подходит в общих чертах больше всего, мы переходим к, не побоюсь этого слова, самому важному пункту проекта «Техническое задание»

Техническое задание, если посмотреть определение ГОСТ 34.602-89, является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

ТЗ настолько важный документ, что ему посвящен персональный ГОСТ. Сейчас мы на этом подробно останавливаться не будем. Замечу лишь, что для правильного формирования ТЗ необходимо, чтобы стадии ГОСТа 34.601-90 «Формирование требований к АС» и «Разработка концепции АС» были выполнены. От качества выполнения этих стадий зависит правильность и корректность создания ТЗ.

Дата введения с 01.07.1987г.

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), используемые в различных видах деятельности (исследование, проектирование, управление), включая их сочетания (исследование - проектирование - управление, проектирование - управление), создаваемые в организациях, объединениях и на предприятиях (далее - организациях).

Стандарт устанавливает стадии и этапы создания и развития АС и основные результаты выполнения работ на каждой стадии.

Стандарт не распространяется на порядок разработки комплектующих изделий, используемых в АС.

Порядок разработки поставляемых комплексов средств автоматизации, технических средств, программных средств и др. определяется стандартами системы разработки и поставки продукции и техники на производство, действующей в ведомстве заказчика АС.

В справочнике приложении приведены пояснения и некоторые термины, применяемые в стандарте.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Создание (развитие) АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимно связанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

1.2. Состав, содержание и порядок выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в нормативно-технической документации по созданию АС соответствующего вида.

2. СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

2.1. Стадии и этапы работ приведены в таблице.

Стадии Этапы работ
1. Исследование и обоснование создания АС 1.1. Обследование (сбор и анализ данных) автоматизированного объекта, включая сбор сведений о зарубежных и отечественных аналогах
1.2. Разработка и оформление требований к системе (технико-экономическое обоснование, тактико-техническое задание, заявка)
2. Техническое задание 2.1. Научно-исследовательские работы*
2.2. Разработка аванпроекта
2.3. Разработка технического задания на АС в целом и, при необходимости, частных ТЗ на подсистемы АС
3. Эскизный проект 3.1. Разработка предварительных решений по выбранному варианту АС и отдельным видам обеспечения
4. Технический проект 4.1. Разработка окончательных решений по общесистемным вопросам, в том числе по структурам АС (функциональной, организационной); процедурам (задачам), реализуемым системой; процессу функционирования системы и, при необходимости, выдача частных технических заданий на разработку видов обеспечения АС или видов обеспечения подсистемы АС
4.2. Разработка решений по организационному обеспечению, включая разработку плана мероприятий по подготовке к внедрению АС
4.3. Разработка решений по техническому обеспечению
4.4. Разработка или выбор алгоритмов автоматизируемой деятельности
4.5. Разработка решений по информационному обеспечению
4.6. Разработка решений по лингвистическому обеспечению
4.7. Разработка решений по программному обеспечению
4.8. Разработка решений по методическому обеспечению
4.9. Разработка проектно-сметной строительной документации
4.10. Согласование решений по связям видов обеспечения между собой и разработка общесистемной документации на АС в целом
4.11. Составление заказной документации на поставляемые компоненты и комплексы средств автоматизации или технических заданий на их разработку
5. Рабочая документация 5.1. Разработка рабочей документации по информационному обеспечению
5.2. Разработка рабочей документации по организационному обеспечению
5.3. Разработка рабочей документации по методическому обеспечению
5.4. Разработка рабочей документации по лингвистическому обеспечению
5.5. Разработка или адаптация программ и программной документации
5.6. Разработка документации на технические средства разового изготовления
5.7. Разработка проектно-сметной строительной документации
6. Изготовление несерийных компонентов комплекса средств автоматизации (КСА) 6.1. Изготовление компонентов КСА
6.2. Автономная отладка и испытание компонентов КСА
7. Ввод в действие 7.1. Подготовка организации к вводу АС в действие, обучение персонала пользователя *
7.2. Строительно-монтажные работы *
7.3. Комплектация АС * поставляемыми комплексами средств автоматизации, техническими средствами, программными средствами и др.
7.4. Пуско-наладочные работы * (комплексная отладка КСА)
7.5. Проведение опытной эксплуатации АС
7.6. Проведение приемочных испытаний (государственных, межведомственных или ведомственных)
7.7. Устранение замечаний, выявленных при испытаниях АС
7.8. Приемка АС в промышленную эксплуатацию (внедрение АС)

* Этапы допускается выполнять на предшествующих стадиях в зависимости от конкретных условий разработки.

2.2. Состав, последовательность и сроки реализации стадий и этапов работ, выполняемых при создании (развитии) АС устанавливают в техническом задании на создание (развитие) системы из числа стадий и этапов, приведенных в таблице.

2.3. Применение введенной в действие АС на аналогичных объектах осуществляется путем использования готовых проектных решений разработанной системы и серийно изготавливаемых комплектующих (комплексов средств автоматизации, программных средств, технических средств и т.п.) изделий.

Решение о возможности применения АС принимает комиссия при проведении приемочных испытаний системы.

2.4. При создании (развитии) АС обязательными стадиями являются: «Техническое задание», «Технический проект», «Рабочая документация» и «Вод в действие».

Для простых систем и систем, разрабатываемых с использованием типовых проектных решений, объединяют стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в одну.

2.5. Обязательными этапами при создании АС являются: 1,2; 2.3; 4.1-4.5; 4.7; 4.9 - 4.11; 5.1; 5.2; 5.5; 7.1; 7.3 - 7.5; 7.6 и 7.8.

2.6. Допускается проводить научно-исследовательские работы (этап 2.1) на стадии «Исследование и обоснование создания АС», и, при необходимости, на других стадиях.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СТАДИЯМ

3.1. Результатом выполнения стадии «Исследование и обоснование создания АС» является научно-технический отчет, тактико-техническое задание, технико-экономическое обоснование или заявка на создание АС.

3.2. Результатом выполнения стадии «Техническое задание» является техническое задание на создание АС.

3.3. Результатом выполнения стадии «Эскизный проект» является эскизный проект.

3.4. Результатом выполнения работ на стадии «Технический проект» является технический проект.

3.5. Результатом выполнения работ на стадии «Рабочая документация» является комплект рабочей документации АС.

3.6. Результатом выполнения работ на стадии «Изготовление несерийных компонентов КСА» являются компоненты КСА, прошедшие испытания в установленном порядке .

3.7. Результатом выполнения работ на стадии «Ввод в действие» является приемка АС в промышленную эксплуатацию.

3.9. Развитие (модернизацию) или снятие системы с эксплуатации осуществляют на основании решений, принятых по результатам проведения анализа эксплуатации.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин Пояснение
Автоматизированная система Система, состоящая из взаимосвязанной совокупности подразделений организации (или коллектива специалистов) и комплекса средств автоматизации деятельности, реализующая автоматизированные функции по отдельным видам деятельности - исследованию, управлению, испытаниям и др., или по их сочетаниям.
Комплектующие изделия в АС Поставляемая часть АС, представляющая собой компонент или взаимосвязанную совокупность компонентов (комплекс) одного или нескольких видов обеспечений, разработанная в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, прошедшая государственные, межведомственные или ведомственные испытания, принятая в производство, изготовленная по утвержденной в установленном порядке технологии, принятая службой технического контроля (нормоконтроля) организации изготовителя (поставщика). Комплектующие изделия АС являются продукцией производственного и технического назначения
Методическое обеспечение АС Документы, которые отражают взаимодействие пользователя с комплексом средств автоматизации, включая описание системы и подсистем, методику (технологию) выполнения автоматизированной деятельности, инструкций пользователей
Организационное обеспечение АС Документы (положения, должностные инструкции, штатные расписания, квалификационные требования и др.), устанавливающие организационную структуру, функции и порядок взаимодействия между собой подразделений при работе АС, в том числе инструкции персоналу
Компонент АС Элемент одного из видов обеспечений (технического, программного, информационного и др.), выполняющий определенную функцию в подсистеме АС и обеспечивающий ее работу

Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединённых в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.

Стадии и этапы создания АС выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.

Работы по развитию АС осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания АС.

Состав и правила выполнения работ на установленных настоящим стандартом стадиях и этапах определяют в соответствующей документации организаций, участвующих в создании конкретных видов АС.

Стадии и Этапы работ

1. Формирование требований к АС

1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.

1.2. Формирование требований пользователя к АС.

1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания)

2. Разработка концепции АС.

2.1. Изучение объекта.

2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ.

2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя.

2.4. Оформление отчёта о выполненной работе.

3. Техническое задание.

Разработка и утверждение технического задания на создание АС.

4. Эскизный проект.

4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям.

4.2. Разработка документации на АС и её части.

5. Технический проект.

5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям.

5.2. Разработка документации на АС и её части.

5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку.

5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6. Рабочая документация.

6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части.

6.2. Разработка или адаптация программ.

7. Ввод в действие.

7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие.

7.2. Подготовка персонала.

7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями).

7.4. Строительно-монтажные работы.

7.5. Пусконаладочные работы.

7.6. Проведение предварительных испытаний.

7.7. Проведение опытной эксплуатации.

7.8. Проведение приёмочных испытаний.

8. Сопровождение АС

8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами.

8.2. Послегарантийное обслуживание.

ГОСТ 34.602-89 "Техническое задание на создание автоматизированной системы"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

1.2. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы.

1.3. Требования к АС в объеме, установленном настоящим стандартом, могут быть включены в задание на проектирование вновь создаваемого объекта автоматизации. В этом случае ТЗ на АС не разрабатывают.

1.4. Включаемые в ТЗ на АС требования должны соответствовать современному уровню развития науки и техники и не уступать аналогичным требованиям, предъявляемым к лучшим современным отечественным и зарубежным аналогам . Задаваемые в ТЗ на АС требования не должны ограничивать разработчика системы в поиске и реализации наиболее эффективных технических, технико-экономических и других решений.

1.5. ТЗ на АС разрабатывают на основании исходных данных в том числе содержащихся в итоговой документации стадии «Исследование и обоснование создания АС», установленной ГОСТ 24.601.

1.6. В ТЗ на АС включают только те требования, которые дополняют требования к системам данного вида (АСУ, САПР, АСНИ и т. д.), содержащиеся в действующих НТД, и определяются спецификой конкретного объекта, для которого создается система.

1.7. Изменения к ТЗ на АС оформляют дополнением или подписанным заказчиком и разработчиком протоколом. Дополнение или указанный протокол являются неотъемлемой частью ТЗ на АС. На титульном листе ТЗ на АС должна быть запись «Действует с... ».

2. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ

2.1. ТЗ на АС содержит следующие разделы, которые могут быть разделены на подразделы:

2) назначение и цели создания (развития) системы;

3) характеристика объектов автоматизации;

4) требования к системе;

5) состав и содержание работ по созданию системы;

6) порядок контроля и приемки системы;

7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8) требования к документированию;

9) источники разработки.

В ТЗ на АС могут включаться приложения.

ГОСТ 34.603-92 "Виды испытаний"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Испытания АС проводят на стадии "Ввода в действие" по ГОСТ 34.601 с целью проверки соответствия создаваемой АС требованиям технического задания (ТЗ).

1.2. Испытания АС представляют собой процесс проверки выполнения заданных функций системы, определения и проверки соответствия требованиям ТЗ количественных и (или) качественных характеристик системы, выявления и устранения недостатков в действиях системы, в разработанной документации.

1.3. Для АС устанавливают следующие основные виды испытаний:

а) предварительные;

1) автономные;

2) комплексные.

б) опытная эксплуатация;

Опытную эксплуатацию проводят в соответствии с программой, в которой указывают:

1) условия и порядок функционирования частей АС и АС в целом;

2) продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования АС при выполнении каждой функции системы и готовности персонала к работе в условиях функционирования АС;

3) порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации.

в) приемочные.

Приемочные испытания проводят в соответствии с программой, в которой указывают:

1) перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ);

2) критерии приемки системы и ее частей;

3) условия и сроки проведения испытаний;

4) средства для проведения испытаний;

5) фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний;

6) методику испытаний и обработки их результатов;

7) перечень оформляемой документации.

http://www.franklin-grant.ru/ru/technologies/gost.asp


Особенности НГО. Характеристика объектов управления.

Структура НГО. Уровни и системы управления НГО.

Особенности ВТ в НГО:

1) Территориальная распределённость объектов НГО, ВТ и АС.

2) Непрерывный или дискретно-непрерывный характер технологических процессов.

3) Сложные климатические условия эксплуатации и высокая пожароопасность.

4) Низкоквалифицированный обслуживающий персонал.

5) Предприятия отрасли являются градообразующими.

Укрупнен схема взаимосвязи технологич комплексов НГО:

Этапы развития. Последовательность метасистемных переходов:

70-е гг – централизованные системы сбора и обработки информации на базе ЕС-ЭВМ: КИВЦ\РИВЦ.

80-е гг – микропроцессорная техника, появляются новые средства (децентрализованные): СМ-ЭВМ, TECHNIK, МикроДат.

90-е гг – кластерная система, множество относительно автономных подсистем: ПЭВМ.

2000 г. – клиент-серверные технологии, технологии искусственного интеллекта, зарубежные технические решения.

В наст время НГО на высоком уровне развития.

Фирменные концепции и решения по автоматизации НГО:

1) ERP (Enterprise Resource Planning) – АСУП, АС управления ресурсами предприятия.

2) EAM (Enterprise Asset Management) – АС управления производственными мощностями и фондами.

3) MES (Manufacturing Execution System) – АСУПП, системы оперативного управления производством.

4) SCADA – АСУТП, АС управления технологическими процессами.

PLC – программно-логические контроллеры.

DCS – распределенные системы управления.

АС реализуется в виде последовательности информационно связанных функций, задач или процедур, выполняемых в автоматизированном (интерактивном) или автоматическом режиме.

Автоматизированные технологические комплексы - совокупность технологических и программных средств необходимых для определенного вида производства и производственных процессов.

4) разработка оптимальных технологических режимов;

5) расчет необходимых материальных ресурсов и их оптимальное распределение – оборудование;

6) сведение максимального баланса и анализ удельных затрат;

7) анализ простоев технологического оборудования и учет потерь;

8) автоматизированная обработка результатов исследований и технологической информации;

9) управление техническим обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

На верхнем уровне решение задач направлен на поддержку принятия решений специалистами в изменяющихся условиях работы предприятия.

Решение этих задач направлено на поддержку принятия решений на предприятии (Средний уровень).

Функционал на уровне цеха:

1) сбор информации системами автоматизации технологических объектов;

2) создание и ведения БД;

3) формирование и передача информации на уровне предприятия;

4) контроль состояния оборудования технологических режимов;

5) оперативные расчеты эффективности мероприятия;

6) диагностика работы технологического оборудования и технических средств автоматизации;

7) ведение отчетных и плановых документов.

Решение этих задач направлено на реализацию принятых решений в изменяющихся условиях работы цехов предприятия.

Требования к САУ на разных уровнях НГО. (рисунок)


Уровень технологического объекта:

(Нижний уровень)

1) сбор информации с датчиков и систем автоматизации по регламенту;

2) автоматическая обработка и хранения первичной информации;

3) автоматическое управление и регулирование технических объектов (задание уставов);

4) диалог с оператором технологом;

5) обеспечение контроля параметров безопасности.

Основные принципы построения АС на разных уровнях предприятия:

1) Инвариантность выполнения функций на каж уровне упр-я по отношению к колич-ву и типам технологич объектов: система д\б настраиваема на конкрет тех объекты открытой и дополняемой нов ф-ми. Дерево типов объектов => дерево конкретных объектов.

2) Интеллектуализация тех и программ ср-в путем автоматизац ф-й персонала.

3) Стандартизац, гарантирован-я совместимость аппарат и программ ср-в и как следствие снижение затрат на их эксплуатацию.

4) Архитектура комплекса тех средств должна обеспеч реализац различ конфигурац сист управлен с радиальными, кольцевыми и смешан каналами связи в т.ч. по проводному и радио-каналу.

Виды обеспечений АС. Проблемы, модели и средства интеграции АСУ в НГО

В общем случае автоматизированные системы состоят из программно-технических комплексов(ПТК), программно-методических комплексов(ПМК) и компонентов техн. Программного и информационного обеспечения.

АС – это совокупность взаимосогласованных компонентов и комплексов программного, технического и информационного обеспечений, разрабатываемая изготавливаемая и поставляемая как продукция производственно-технического назначения. Совместное функционирование и взаимодействие комплексы осуществляется на базе вычислительных сетей.

ПО АС – совокупность программ на носителях информации с программной документацией по ГОСТ 19.101.

Техническое Обеспечение АС – совокупность средств реализации управляющий воздействий, средств получения, ввода, подготовки, преобразования, обработки, хранения регистрации, вывода отображения, использования и передачи данных с конструкторской документацией по ГОСТ 2.102 и эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601.

Информационное Обеспечение АС – совокупность системно-ориентированных данных описывающий принятый в системе словарь базовых описаний(классификаторы, типовые модели, элементы автоматизации, форматы документации) и актуализируемых данных о состоянии информационной модели объектов автоматизации(объекта управления, проектирования) на всех этапах жизненного цикла.

Организационно-методическое обеспечение АС – совокупность документов, определяющих организационную структуру объекта и систему автоматизации, деятельность в условиях функционирования системы, формы представления результатов деятельности.

Математическое обеспечение АС – совокупность математических методов моделей и алгоритмов обработки информации используемых при функционировании системы.

Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств для построения и сочетания информационных единиц КСА.

Похожие публикации