Компьютеры с современный мир

Динамическое создание форм Delphi. Динамическое создание компонентов в Delphi

Разработка программного обеспечения для ОС Windows и иных популярных может осуществляться посредством самых разных типов инструментов. В числе тех, что характеризуются большой популярностью в среде российских и зарубежных программистов, — программа Delphi. Какова специфика данного инструмента разработки? Каковы наиболее примечательные его возможности?

Общие сведения о Delphi

Delphi — среда разработки прикладных программ, которые предназначены для запуска в ОС Windows, MacOS, а также в мобильных операционных системах — iOS и Android. Характеризуется простотой языка и процедур генерации кода.

При необходимости обеспечивает низкоуровневую коммуникацию с ОС и библиотеками, составленными на языках C и C++. Программы, которые создаются с помощью Delphi, не требуют сторонних оболочек для запуска — таких как, например, Java Virtual Machine. Delphi — среда разработки, которая может успешно применяться как профессионалами, так и в учебных целях. Для того чтобы освоить базовые ее возможности, необязательно обладать высокой квалификацией и знанием сложных языков программирования.

Основные преимущества

Изучим то, каковы ключевые преимущества программного продукта, о котором идет речь. Когда в той или иной IT-компании осуществляется обоснование выбора среды разработки, Delphi становится выбором многих программистов и рекомендуется ими к использованию. Это связано с тем, что данная среда позволяет создавать приложения в самые оперативные сроки, обеспечивать их высокую производительность даже на тех компьютерах, которые имеют скромные аппаратные характеристики. Значимый аргумент в пользу выбора рассматриваемой среды разработки — ее можно дополнять за счет новых инструментов, не предусмотренных стандартным набором решений, присутствующим в интерфейсе Delphi.

Изучим теперь то, каковы нюансы практического пользования возможностями Delphi.

Специфика интерфейса

Прежде всего можно обратить внимание на некоторые особенности интерфейса рассматриваемой среды разработки ПО. Так, структура рабочего пространства программы предполагает одновременную работу с несколькими основными окнами. Рассмотрим данное свойство подробнее.

Среда разработки Delphi, 7 версии в частности, предполагает задействование следующих ключевых модулей: дизайнера форм, редактора, палитры, инспектора объектов, а также справочника. В некоторых модификациях Delphi отмеченные компоненты могут именоваться иначе. Например, редактору может соответствовать окно кода программы, дизайнеру — окно формы. Однако функциональное назначение их будет тем же самым. Отмеченные Delphi могут дополнять различные вспомогательные инструменты. Основными с точки зрения процедур разработки программ считаются первые два. Но важны также и остальные. Рассмотрим особенности пользования отмеченными модулями Delphi.

Дизайнер форм, редактор и палитра

С помощью дизайнера форм разработчик создает интерфейс своей программы. В свою очередь, в редакторе пишется ее код. Многие программисты, которые рекомендуют сделать выбор среды разработки Delphi как самого оптимального решения, в качестве аргумента приводят простоту пользования дизайнером форм. Некоторые специалисты считают, что этот процесс и вовсе больше похож на игру.

Как только пользователь начинает создавать программу и запускает дизайнер форм, то изначально в нем нет никаких элементов, он пустой. Но его тут же можно заполнить с помощью инструментов, расположенных на другом модуле Delphi — палитре. Элементы интерфейса программы, которые настраиваются в дизайнере форм, должны управляться командами, которые, в свою очередь, пишутся в редакторе.

Но вернемся пока что к палитре. С помощью нее можно размещать в области дизайнера форм нужные объекты. Для того чтобы использовать тот или иной инструмент, следует щелкнуть один раз на нем — пока он в области палитры, второй раз — в окне дизайнера форм. После этого соответствующий объект переместится в область разработки, и для него можно прописывать код в редакторе.

Инспектор объектов

Другой значимый элемент, который содержит Delphi — среда разработки приложений для ОС Windows и иных распространенных платформ — инспектор объектов. Можно отметить, что информация, отображаемая в нем, меняется: на это влияет статус объекта, который выбран в области дизайнера форм.

Структура инспектора объектов такова. Он состоит из двух окон. На каждом фиксируются алгоритмы, определяющие поведение соответствующих компонентов. В первом отображаются свойства, во втором — события. Если программист желает внести корректировки в алгоритмы, влияющие на конкретный компонент, то задействуются возможности инспектора объектов. Так, например, можно менять позиционирование тех или иных элементов интерфейса программ, их высоту и ширину.

В инспекторе объектов есть закладки, с помощью которых можно переключаться между страницами, отражающими свойства или события, которые непосредственно связаны с редактором. Так, если два раза щелкнуть на правой части какого-либо из отображаемых на экране пунктов, то код, который соответствует тому или иному событию, зафиксируется в редакторе.

Разработка программного обеспечения в Delphi предполагает использование инспектора объектов для решения самых разных задач. Это предопределяется тем, что с помощью данного инструмента можно изменять свойства фактически любых объектов, расположенных на форме, а также ее самой. Изучим подробнее некоторые особенности работы с инспектором объектов.

Инспектор объектов: использование возможностей

Для того чтобы понять, как функционирует интегрированная среда разработки Delphi в части взаимодействия инспектора объектов и форм, можно попробовать внести изменения в свойства некоторых распространенных элементов интерфейса ПО в Windows — например, Memo, Button и Listbox (чуть позже мы исследуем их сущность подробнее). Для начала их нужно разместить на форме, используя доступные средства Delphi.

Можно попробовать поэкспериментировать со свойством Ctl3D. Для этого нужно щелкнуть мышкой на форме, после чего перейти в инспектор объектов и изменить значение рассматриваемого свойства. После этого форма значительно изменит Одновременно свойство Ctl3D будет изменено на каждом из элементов, что размещены в окне разработки.

После произведенных экспериментов мы можем вновь перейти на форму и активизировать значение Ctl3D. После этого обратимся к элементам Memo и Listbox. Теперь можно изменять их свойства, расположение на форме, внешний вид. Например, выбрав в пункте меню опцию Edit, а затем — Size, программист может изменить ширину и высоту объектов. Есть вариант расположить их по центру, выбрав Edit и Align. Соответствующие действия повлияют на элементы, отображаемые в инспекторе объектов.

С помощью рассматриваемого модуля Delphi можно осуществлять изменение свойств компонентов. Так, например, если стоит задача определить для них конкретный цвет, то есть варианты задействования сразу нескольких инструментов. Во-первых, можно ввести команду, соответствующую цвету - например, красному - clRed, - в область Во-вторых, пользователь может выбрать нужный цвет из списка. В-третьих, есть вариант два раза щелкнуть мышью на свойствах Color — появится окно выбра цвета. Аналогично разработчик может менять и иные атрибуты объектов — к примеру, тип шрифта, его цвет или размер.

Справочник

Delphi — среда разработки, которая дополнена достаточно подробной справочной системой. Для того чтобы обратиться к ней, следует выбрать в меню пункт Help. После этого в окне отобразится один из отмеченных нами выше программных модулей рассматриваемой среды разработки — справочник. Особенность пользования им в том, что при нажатии F1 пользователь получит конкретную подсказку, отражающую специфику задействования текущего инструмента. Например, если программист работает с инспектором объектов, то он может выбрать одно из свойств, после чего нажать на F1 и получить справочную информацию о соответствующей опции. То же самое можно делать при работе с любым другим элементом интерфейса, который включает в себя среда разработки Delphi 7 и иные версии соответствующего типа ПО.

Прочие элементы интерфейса

В числе иных значимых компонентов интерфейса рассматриваемого программного решения — меню, панель быстрого доступа, а также редактор изображений. Касательно меню — оно позволяет программисту получать быстрый доступ к нужным компонентам, присутствующим в структуре среды разработки. Пользоваться им можно как с помощью мыши, так и при задействовании горячих клавиш. Чуть ниже меню располагается панель быстрого доступа. Некоторые из ее функций дублируют те, что характерны для меню, но доступ к ним осуществляется быстрее. Delphi в чем-то похож на программу Paint в Windows. То есть с помощью него можно производить простейшие корректировки картинок, наносить на них надписи и иные элементы.

Средства программирования

Delphi — среда разработки, которая включает большое количество инструментов, призванных повысить эффективность работы программиста. Так, рассмотренные нами выше ключевые модули дополняются набором из специальных инструментов. В числе таковых: отладчик, компилятор, а также компоненты WinSight и WinSpector. Отметим, что в некоторых версиях Delphi отмеченные элементы нужно инсталлировать отдельно. Изучим их специфику.

Отладчик Delphi

Касательно отладчика — данный инструмент дополняет редактор кода в части проведения необходимой проверки соответствующих программных алгоритмов на предмет корректности. С помощью него разработчик может фактически построчно исследовать свой исходник. В некоторых случаях при решении такой задачи, как разработка компонентов, Delphi как самостоятельный продукт может быть дополнен внешним отладчиком, который дает программисту расширенные возможности проверки кода создаваемого ПО.

Компилятор Delphi

Изучим теперь специфику компилятора рассматриваемой среды разработки. Отметим, что в структуре Delphi может присутствовать несколько соответствующих элементов. Так, есть вариант задействовать компилятор DCC, который полезен в тех случаях, когда стоит задача по работе с приложением во внешнем отладчике.

Winsight и WinSpector

Указанные модули относятся к тем, что нужно устанавливать на Delphi дополнительно. Характеризуются относительной сложностью в освоении. Однако многие программисты, осуществившие выбор среды разработки Delphi, считают, что данными компонентами обязательно нужно учиться пользоваться. Так, модуль Winsight используется с целью наблюдения за сообщениями Windows. Такой компонент, как WinSpector, нужен для того, чтобы фиксировать состояние компьютера в специальном файле. Если в ходе разработки ПО будут наблюдаться какие-либо сбои, то всегда можно открыть этот файл и посмотреть, что могло быть причиной неполадки.

Стандартные компоненты

Среда разработки Delphi, общие сведения о которой мы изучаем, включает ряд стандартных компонентов, о которых также полезно знать. Специалисты относят к таковым следующие: MainMenu, PopupMenu, Label, Edit, Memo, Button, Checkbox, Radiobutton, Listbox, Combobox, Scrollbar, Groupbox, Panel, а также Scrollbox. Изучим их специфику подробнее.

Компонент MainMenu предназначен для размещения главного меню в интерфейсе создаваемой программы. Для этого нужно поместить соответствующий элемент на форме, после чего вызвать свойство Items через инспектора объектов, а затем определить необходимые пункты меню.

Компонент PopupMenu предназначен для размещения всплывающих меню в интерфейсе создаваемой программы, то есть открывающихся с помощью щелчка правой кнопкой мыши.

Компонент Label задействуется с целью отображения текста в окне программы. Его можно настраивать, например задавать нужный шрифт в инспекторе объектов.

Компонент Edit задействуется с целью отображения на экране фрагмента текста, который пользователь может редактировать в то время, как программа работает. Его дополняет компонент Memo, с помощью которого, в свою очередь, можно работать с текстами большего объема. Данный элемент включает, например, такие опции, как копирование текста.

Компонент Button предназначен для выполнения тех или иных действий посредством нажатия кнопки в то время, как программа работает. Необходимо разместить соответствующий элемент на форме, после чего вписать нужный программный код.

Компонент Checkbox позволяет отображать на экране строки с небольшим окошком, в котором может ставиться галочка с помощью мыши. Похожий элемент — Radiobutton. Различаются они, во-первых, внешним видом — второй компонент выполняется в виде кружка, а во-вторых, первый элемент разрешает одновременный выбор нескольких опций, Radiobutton — только одной.

Компонент Listbox используется для отображения на экране списка, который пользователь может прокручивать с помощью мыши. Чем-то похож на него другой элемент — Combobox, однако он дополняется возможностью вводить текст в специальном поле.

Компонент Scrollbar — это полоса прокрутки в окнах. Как правило, появляется автоматически, как только текстовое пространство или форма с объектами становятся больше, чем окно.

Компонент Groupbox задействуется для того, чтобы фиксировать порядок перемещения между окнами при нажатии клавиши TAB. Может дополняться элементом Panel, с помощью которого может осуществляться перемещение нескольких объектов на форме.

Компонент Scrollbox позволяет зафиксировать на форме область, которую можно прокручивать как горизонтально, так и вертикально. Данным свойством характеризуются основные окна разработки Delphi по умолчанию. Но если есть необходимость в задействовании подобной опции на конкретном участке формы, можно воспользоваться компонентом Scrollbox.

Резюме

Delphi — среда разработки приложений с большими возможностями, в то же время характеризующаяся простотой использования основных функций. С помощью инструментов, которые входят в ее структуру, можно создавать самые разные типы программ для Windows и иных популярных ОС.

Выбор средств разработки Delphi многие программисты обуславливают удобством пользования интерфейсами соответствующего ПО, а также широким набором инструментов, полезных для работы на любом участке создания программы — на этапе дизайна, программирования алгоритмов или отладки.

Профессиональная разработка приложений с помощью Delphi 5 | Средства разработки | КомпьютерПресс 2"2001

Создание компонентов Delphi

Введение в создание компонентов Delphi

При разработке приложений с помощью Borland Delphi создавать компоненты удобно по следующим причинам:

  1. Простота использования . Компонент помещается на форму, и для него необходимо устанавливать значения свойств и писать код обработчиков событий. Поэтому если в проекте какое-либо сочетание элементов управления и обработчиков связанных с ними событий встречается в двух местах, то имеет смысл подумать о создании соответствующего компонента. Если же сочетание элементов управления и обработчиков связанных с ними событий встречается более двух раз, то создание компонента гарантированно сэкономит усилия при разработке приложения.
  2. Простая организация групповой разработки проекта . При групповой разработке отдельные части проекта можно определить как компоненты и поручить эту работу разным программистам. Компоненты можно отладить отдельно от приложения, что сделать достаточно легко.
  3. Простой и эффективный способ обмена кодом с другими программистами. Имеется немало сайтов, например http://www.torry.net/ , где можно найти свободно распространяемые компоненты или приобрести их за символическую плату.

Пакеты компонентов

В Delphi компоненты хранятся в пакетах (packages). Список используемых пакетов компонентов можно вызвать с помощью пункта меню Component/Install Packages (правда, этот диалог почему-то имеет заголовок Project Options).

При помощи этого диалога можно добавить новый пакет (Add), удалить имеющийся (Remove). Удаление означает не физическое удаление файла с диска, а удаление ссылки из среды разработки на данный пакет. При добавлении нового пакета компоненты, хранящиеся в нем, появляются на палитре, а при удалении – наоборот, исчезают. Пакет можно не удалять, а «спрятать» его содержимое на этапе разработки посредством снятия отметки напротив имени пакета в списке. Можно также просмотреть компоненты и их пиктограммы (Components). И наконец, можно отредактировать добавленные пользователем пакеты (Edit) – пакеты, поставляемые вместе с Delphi, редактировать нельзя (кнопка Edit недоступна).

В данном диалоге можно указать, каким образом создавать проект: с использованием runtime-пакетов или без них. Отсюда ясно, что пакеты компонентов бывают двух типов: runtime package (пакет, работающий во время выполнения) и design-time package (пакет, используемый во время разработки). Все они представляют собой DLL (динамически загружаемые библиотеки).

Runtime-пакеты (расширение *.bpl) поставляются конечному пользователю вместе с проектом, если проект был скомпилирован с включенной опцией Build with runtime packages. Само приложение (*.exe или *.dll) в этом случае получается небольшим, но вместе с ним надо передавать довольно объемные *.bpl-файлы. Согласно оценкам специалистов поставка проекта с runtime-пакетами дает преимущество в объеме поставляемых файлов, если только он включает пять или более модулей (*.exe или *.dll), написанных на Delphi. При совместной работе этих модулей достигается экономия ресурсов операционной системы, поскольку один загруженный в ОЗУ пакет обслуживает несколько модулей.

Design-time-пакеты (расширение *.dcp) используются только на этапе разработки. Во время разработки они поддерживают создание компонентов на форме. В скомпилированный проект Delphi включает код не из пакета компонентов, а из *.dcu-файлов. Хотя *.dcp-файл генерируется из *.dcu-файла, их содержимое может не совпадать, если в *.pas-файл были внесены изменения и пакет не был перекомпилирован. Компиляция возможна только для пакетов, созданных программистами. Это достигается нажатием кнопки Edit в вышеупомянутом диалоге. После этого появляется форма, которая позволяет производить манипуляции с пакетом.

Пакет содержит две секции. В секции Contains приведен список модулей, формирующих компоненты данного пакета (*.pas- и *.dcu-файлы) и их пиктограммы (*.dcr-файлы). Секция Required содержит ссылки на другие пакеты, необходимые для работы этих компонентов. Добавление нового компонента к пакету выполняется кнопкой Add, удаление имеющегося – кнопкой Remove. До тех пор пока пакет не будет скомпилирован нажатием кнопки Compile, все изменения, вносимые в пакет, не будут появляться в среде разработки. И наконец, команда Install доступна в том случае, когда содержимое пакета удалено из среды разработки посредством снятия отметки напротив имени пакета в предыдущем диалоге.

Команда Option позволяет выбрать для компиляции пакета опции, аналогичные опциям проекта. В них можно определить тип данного пакета: работающий во время выполнения, работающий во время разработки, или тот и другой одновременно (тип пакета по умолчанию). В опциях определяются каталоги, в которых следует искать необходимые модули и сохранять результаты компиляции. В них также определяются действия, необходимые для отладки: проверять или нет диапазон допустимых значений, как осуществлять оптимизацию, как обрабатывать ошибки ввода-вывода. И наконец, в опции может быть включена информация о версии пакета. Это очень важно, если приложение распространяется вместе с runtime-пакетами: при работе программы установки информация о версии позволит корректно заменить устаревшие версии пакетов, и наоборот, при попытке инсталлировать пакет более ранней версии, чем уже имеющийся на данном компьютере, последний не будет перезаписан.

Шаблоны компонентов

Delphi позволяет создавать простейшие составные компоненты из нескольких обычных компонентов, выбранных на форме во время разработки. Соответствующий эксперт вызывается с помощью пункта меню Components/Create Component Template. Этот пункт меню доступен, если на форме выделен хотя бы один компонент. После его выбора появляется диалоговая панель Component Template Information.

В этом диалоге следует указать имя класса и имя страницы на палитре компонентов, куда следует поместить новый компонент. Если страница с данным именем отсутствует на палитре компонентов, то она будет создана. Можно также изменить предложенную пиктограмму нового компонента, загрузив подходящий *.bmp-файл.

При создании шаблона запоминаются как свойства, измененные программистом в инспекторе объектов, так и обработчики событий, связанные с выделенными элементами управления. При этом обработчики событий запоминаются полностью, без фильтрации обращений к другим (не выделенным на форме) компонентам, глобальным переменным, методам и т.д. Соответственно, если в другом проекте такие компоненты (переменные, методы) отсутствуют, то при попытке скомпилировать такой проект будет получено диагностическое сообщение Unknown Identifier.

Когда следует пользоваться шаблонами? Прежде всего, в случаях, если необходимо изменить какие-либо свойства, которые имеются по умолчанию в базовом классе. Например, в каком-либо приложении используется элемент управления для редактирования строки текста желтого цвета. Можно поместить компонент TEdit на форму, изменить свойство Color на желтый, отметить данный компонент и сохранить как шаблон. После этого можно обращаться к данному шаблону, и помещенный на форму компонент будет иметь желтый цвет. Однако не стоит злоупотреблять данной возможностью, ведь для элемента управления с измененным цветом будет создан новый класс и в памяти будут размножены все виртуальные методы. Это отрицательно скажется на ресурсах операционной системы.

Использовать шаблоны компонентов удобно также, когда необходимо перенести ряд компонентов вместе с обработчиками событий с одной формы на другую. Для этого все они выделяются, создается шаблон компонентов, который и помещается на новую форму. При этом будут перенесены не только сами компоненты, но и обработчики событий, чего нельзя достичь при вызове команд Copy/Paste – в последнем случае обработчики событий будут утеряны.

Компоненты, создаваемые при помощи команды Create Component Template, существенно отличаются от обычных компонентов, создаваемых стандартным способом (описанным ниже). Визуально главное различие заключается в следующем: если шаблон включает в себя несколько элементов управления, то, после того как такой компонент помещен на форму, можно выделить отдельный элемент управления и удалить его – при этом остальные сохранятся на форме. Для стандартных компонентов, если они включают в себя несколько элементов управления, невозможно выделить один из них и удалить –компонент выделяется и удаляется целиком.

Создание простейшего компонента

При написании нового компонента необходимо ясно представлять, что компонент создается для программистов, а не для конечных пользователей. При этом желательно, чтобы программист не вникал в детали реализации компонента, а просто пользовался экспонируемыми им свойствами и событиями. Это достигается очень тщательным тестированием. Новый компонент необходимо тестировать даже в ситуациях, для работы в которых он явно не предназначен.

Поставим задачу следующим образом. Необходимо создать кнопку, которая будет издавать писк при нажатии, и реализовать ее в виде компонента так, чтобы программист мог поместить ее на форму и воспользоваться ею. Вообще, при рассмотрении компонентов мы довольно часто будем пользоваться простейшими внешними эффектами: писк, вывод сообщения и т.д. При этом подразумевается, что в тех местах, где используются внешние эффекты, может быть помещен любой, достаточно сложный код. Просто в данный момент он нас не интересует.

Создание компонента начинается с выбора пункта меню Component/New components. После этого сразу же появляется диалог New Component.

В этом диалоге необходимо определить класс-предок, имя вновь создаваемого класса, страницу на палитре, куда будет помещен новый компонент, имя модуля, содержащего реализацию нового компонента, и путь к нему. Если новый компонент использует другие модули, путь к которым не описан, то их необходимо определить в поле Search Path.

Итак, первая (и, пожалуй, главная) задача – выбор класса-предка. В выпадающем списке в качестве класса-предка предлагаются все компоненты, имеющиеся на палитре, в том числе и те, которые не входят в стандартную поставку Delphi. Необходимо в качестве класса-предка выбрать класс, который максимально приближен по свойствам к создаваемому классу. Для нашей задачи можно, например, выбрать в качестве предка TWinControl, но в этом случае нам потребуется реализовывать все визуальные эффекты нажатия кнопки и т.д. Поэтому мы выбираем в качестве предка TButton.

Имя вновь создаваемого класса должно отражать содержание компонента и ни в коем случае не совпадать с именем уже зарегистрированного компонента! На этапе заполнения данного диалога имена на совпадения не проверяются – приключения, связанные с такой ошибкой, начнутся позже…

При выборе страницы необходимо знать, что если задать имя несуществующей страницы, то будет создана новая.

И наконец, при нажатии как кнопки Install, так и кнопки OK, будет создана заготовка для реализации нового компонента. Однако при нажатии кнопки Install заготовка будет помещена на палитру компонентов, а при нажатии кнопки OK – просто создана. Рекомендуется пользоваться кнопкой Install. После того как компонент будет инсталлирован, его можно поместить на форму. Теперь все изменения, вносимые в код реализации компонента, будут компилироваться вместе с проектом, и программист сразу же будет получать сообщения об ошибках. Если компонент не инсталлировать, то для поиска ошибок его необходимо компилировать через редактор пакетов (см. выше) нажатием кнопки Compile, что менее удобно.

Итак, после нажатия кнопки Install появляется еще один диалог, который позволяет определить пакет, куда будет помещен данный компонент.

В этом диалоге имеются две страницы, на первой из них можно выбрать один из существующих пакетов, а на второй – создать новый. Весьма желательно давать краткое текстовое описание пакета, именно оно будет показываться в диалоге, вызываемом по команде Component/Install packages (см. выше). После выбора пакета и нажатия клавиши OK вызывается редактор пакета, куда автоматически помещается вновь созданный модуль реализации нового компонента. Полезно не закрывать его, а сдвинуть в один из углов экрана, чтобы он мог быть активирован нажатием клавиши мыши.

Одновременно в редакторе кода будет создана «заготовка» для описания нового компонента:

Unit ButtonBeep; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TButtonBeep = class(TButton) private { Private declarations } protected { Protected declarations } public { Public declarations } published { Published declarations } end; procedure Register; implementation procedure Register; begin RegisterComponents("Samples", ); end; end.

В самом новом классе объявлены четыре секции, значение которых детально описано в разделе «Область видимости переменных и методов» предыдущей статьи данного цикла (КомпьютерПресс № 1"2001). Кроме того, в новом классе определена процедура Register, которая вызывается средой разработки Delphi при инсталляции данного модуля как компонента. Она содержит имя страницы на палитре, куда помещается данный компонент, и в квадратных скобках – имя класса. Вообще, в качестве параметра метод Register принимает массив типов классов, ведь в одном модуле может быть реализовано несколько компонентов. Поэтому они отделяются друг от друга запятой, например:

Procedure Register; begin RegisterComponents("Samples", ); end;

Продолжим решение поставленной задачи – создание кнопки, которая издает писк. Поступим сначала тривиально (но как выяснится потом, неверно) – назначим обработчик события OnClick в конструкторе кнопки. Для этого в секции private определим заголовок нового метода BtClick(Sender:TObject) и реализуем его в секции реализации:

Procedure TButtonBeep.BtClick(Sender:TObject); begin Beep; end;

constructor Create(AOwner:TComponent); override;

с обязательной директивой override! Реализуем его в секции реализации:

Constructor TButtonBeep.Create(AOwner:TComponent); begin inherited Create(AOwner); OnClick:=BtClick; end;

После этого скомпилируем компонент. Поставим со страницы Samples кнопку на форму и запустим проект на выполнение. Можно убедиться, что кнопка при нажатии пищит!

Теперь вновь перейдем в среду разработки и назначим обработчик события OnClick в инспекторе объектов. В обработчике события выведем текст в заголовок формы:

Procedure TForm1.ButtonBeep1Click(Sender:TObject); begin Caption:="Test"; end;

Запустим проект на выполнение и попробуем нажать на кнопку. Заголовок формы меняется, но кнопка пищать перестала! Ошибка заключается в том, что на одно событие кнопки OnClick мы попытались определить два обработчика: один внутри компонента BtClick, а другой назначили с помощью инспектора объектов. После отработки конструктора TButtonBeep у нас была ссылка на первый обработчик BtClick. Затем происходит загрузка ресурсов, обработчику события OnClick назначается метод ButtonBeep1Click. При этом ссылка на первый обработчик - BtClick - безвозвратно теряется.

Таким образом, при написании новых компонентов всегда следует учитывать возможность изменения свойств и обработчиков событий с помощью инспектора объектов. Если какое-либо свойство (событие) не должно меняться, его не следует отображать в инспекторе объектов. А если оно уже отображается, его следует скрыть (об этом мы поговорим позже). Программист имеет полное право изменить любые свойства в инспекторе объектов, и если после этого компонент перестает работать, в этом виноват разработчик компонента, но ни в коем случае не программист, его использующий.

Как же все-таки корректно решить данную задачу? Один из способов создания компонентов - переписывание уже имеющихся методов. При рассмотрении файла StdCtrls.pas, где реализованы исходные коды для компонента TButton, можно отметить в нем наличие динамического метода Click, который можно переписать. Поэтому вновь возвращаемся к исходному коду, созданному экспертом Delphi при создании компонента (убираем конструктор и метод BtClick). Затем в секции public определяем заголовок метода:

Procedure Click; override;

и приводим реализацию метода:

Procedure TButtonBeep.Click; begin inherited Click; beep; end;

Можно убедиться, что кнопка при нажатии издает писк. Кроме того, при назначении обработчика событий в инспекторе объектов этот обработчик выполняется и писк не исчезает! Компонент реализован корректно.

На данном примере полезно проанализировать возможные ошибки при написании кода:

  1. Забытая директива override при определении заголовка метода Click. Кнопка перестает пищать, следовательно, метод Click не вызывается.
  2. Забытый вызов метода-предка (inherited Click) в реализации процедуры Click. Кнопка продолжает пищать при нажатии, но код в назначенном в инспекторе объектов обработчике событий не выполняется. Следовательно, метод Click класса TButton вызывает событие OnClick.

Теперь поменяем пиктограмму компонента TButtonBeep на палитре. По умолчанию для нового компонента используется пиктограмма компонента-предка. Для этого вызовем редактор Image Editor командой Tools/Image Editor. В редакторе вызовем команду File/New/Component Resource File (*.dcr). После команды Resource/New/Bitmap появится диалог, в котором предлагается размер пиктограммы 32х32. Эти размеры по умолчанию следует изменить на 24х24 – такой размер обязаны иметь пиктограммы компонентов! После нажатия кнопки OK следует нарисовать какое-либо изображение при помощи стандартных инструментов, похожих на инструменты редактора Paint. Помните, что цвет левого нижнего пиксела является цветом маски – данный цвет будет «прозрачным».

После этого необходимо переопределить имя ресурса с пиктограммой, по умолчанию его имя ‑ Bitmap1. Новое имя ресурса обязано совпадать с именем класса – в нашем случае TButtonBeep.

Теперь необходимо сохранить файл с пиктограммой в том же самом каталоге, где находится модуль, содержащий процедуру Register для данного компонента, и с тем же самым именем, что и имя модуля. Только вот расширение у файла будет не *.pas, а *.dcr. Файл с пиктограммой компонента готов. Однако если мы посмотрим на палитру компонентов, то увидим, что там по-прежнему сохраняется старая пиктограмма. Если перезагрузить Delphi или даже операционную систему, старая пиктограмма по-прежнему останется на палитре. Для того чтобы поменять пиктограмму, необходима повторная регистрация компонента. Для этого необходимо:

Данный пример следует рассматривать как тестовое упражнение. Перед написанием нового компонента необходимо посмотреть, существуют ли аналогичные среди свободно распространяемых компонентов. Имеются практически любые кнопки: прозрачные, убегающие, круглые, цветные и т.д. Примерно так же обстоит дело с другими компонентами – потомками одного класса. Поэтому чаще всего приходится реализовывать компоненты, состоящие из нескольких элементов управления.

Таким образом, в данном примере мы изучили применение переписывания методов для создания новых компонентов.

Создание сложного компонента

Предположим, в приложении необходимо ввести список фамилий клиентов. В том же самом приложении потребуется и ввод списка телефонов. Ввод списка ‑ довольно распространенная операция, поэтому следует подумать о реализации его в виде компонента.

Для ввода нового элемента в список потребуется редактор – компонент TEdit. Далее пользователь должен иметь возможность просмотреть список – понадобится компонент TListBox. Кроме того, потребуются команды для занесения текущего значения из TEdit в список, редактирование выбранного элемента списка и его удаление. Проще всего эти команды реализовать с помощью кнопок. Для упрощения задачи поместим на форму одну кнопку, при нажатии которой будем добавлять содержимое компонента TEdit в список.

Итак, мы должны создать новый компонент, который включал бы в себя TEdit, TListBox и TButton. Как всегда, начнем его создание с команды Component/New Component. После этого появляется диалог, в котором следует определить класс-предок, имя класса, имя модуля. С именем класса и именем модуля никаких сложностей не возникает, а вот имя класса-предка неясно. У нас имеются три элемента управления. Общим классом-предком для них является TWinControl. Но если в качестве класса-предка выбрать его, нас ожидает очень длительная и утомительная реализация кода TButton, TEdit и TListBox. В таких случаях необходимо в качестве класса-предка выбирать компонент, способный быть «папой» по отношению к другим компонентам. Среди стандартных компонентов, распространяемых вместе с Delphi, таких три: TPanel, TGroupBox, TScrollBox. Выберем в качестве класса-предка панель, но не сам компонент TPanel, а класс TCustomPanel. Преимущества выбора TCustomPanel перед TPanel мы обсудим ниже.

Назовем новый класс именем TListAdd и нажмем кнопку Install. После выбора пакета компонент будет установлен в палитру, откуда его можно поместить на форму вновь созданного приложения. Это удобно, поскольку при компиляции проекта модуль компонента также будет компилироваться и при наличии ошибок компилятор выдаст сообщение.

Было бы удобно поместить наши элементы управления на какую-либо форму и затем создать из них компонент. В стандартной поставке Delphi такой эксперт отсутствует. Поэтому необходимо будет создавать компоненты самим и размещать их на панели. Создание элементов управления – TButton, TEdit и TListBox ‑ разумно выполнить в конструкторе TCustomPanel, для чего, очевидно, необходимо его переписать. Разместим пока элементы управления в квадрате 100х100. Координаты их также необходимо определять в конструкторе. При этом следует иметь в виду, что после отработки конструктора любого элемента управления он еще не имеет родителя, то есть не знает, относительно какого окна ему надо отсчитывать координаты левого верхнего угла. Попытка изменить координаты дочернего окна, у которого отсутствует родитель, немедленно приведет к генерации исключения. Поэтому первым оператором после вызова конструктора элемента управления будет назначение ему родителя, в качестве которого выберем TCustomPanel. Ее же сделаем и их владельцем, в этом случае не понадобится переписывать деструктор.

Итак, в секции uses добавляем модуль StdCtrls, где находятся описания классов TEdit, TButton и TListBox, а в секции private определяем три переменные:

Private FEdit:TEdit; FListBox:TListBox; FButton:TButton;

В секции public объявляем заголовок конструктора с обязательной директивой override:

Constructor Create(AOwner:TComponent); override;

Реализуем конструктор в секции реализации:

Constructor TListAdd.Create(AOwner:TComponent); begin inherited Create(AOwner); FButton:=TButton.Create(Self); FButton.Parent:=Self; FButton.Left:=5; FButton.Top:=5; FButton.Width:=40; FButton.Height:=25; FEdit:=TEdit.Create(Self); FEdit.Parent:=Self; FEdit.Left:=50; FEdit.Top:=5; FEdit.Width:=45; FEdit.Height:=25; FListBox:=TListBox.Create(Self); FListBox.Parent:=Self; FListBox.Left:=5; FListBox.Top:=35; FListBox.Width:=90; FListBox.Height:=60; end;

Еще раз следует подчеркнуть, что деструктор в данном случае переписывать не надо: панель является владельцем всех элементов управления, и при вызове ее деструктора деструкторы элементов управления будут вызваны автоматически.

После перекомпиляции компонента при помощи редактора пакетов изменения в компоненте уже можно увидеть визуально, на этапе разработки.

Первый недостаток, который бросается в глаза, – неадекватное поведение элементов управления при масштабировании компонента. При изменении его размеров размеры и положение элементов не меняются. Кроме того, компонент можно сделать маленьким, так что три элемента управления не уместятся на нем. И наконец, при установке компонента на форму с палитры компонентов простым щелчком мыши его размеры также оставляют желать лучшего.

Для начала исправим размеры компонентов по умолчанию, то есть те, которые ему присваиваются автоматически при щелчке мышью на палитре компонентов с последующим щелчком на форме. Для этого в конструкторе просто следует указать новые размеры панели:

Width:=100; Height:=100;

Затем требуется улучшить поведение компонента при масштабировании. Для этого необходимо получить сообщение о том, что размеры изменились. При изменении размера какого-либо элемента управления система посылает ему сообщение WM_SIZE. Это сообщение необходимо перехватить. Для этого в секции private опишем заголовок перехватчика сообщения:

Procedure WMSize(var Message:Tmessage); message WM_SIZE;

и в секции реализации реализуем его обработчик:

Procedure TListAdd.WMSize(var Message:TMessage); begin inherited; if Width<100 then Width:=100; if Height<100 then Height:=100; FEdit.Width:=Width-55; FListBox.Width:=Width-10; FListBox.Height:=Height-40; end;

Первый оператор – вызов обработчика WM_SIZE по умолчанию (inherited). После его вызова в свойствах Width и Height будут находиться новая ширина и высота панели. После этого определяются минимальные размеры компонента, в данном случае ‑ 100х100. Если размер по горизонтали или вертикали меньше минимального, то ему присваивается минимальное значение. Затем происходит масштабирование элементов управления так, чтобы они заполняли всю панель с небольшими отступами. Скомпилировав компонент через редактор пакетов, можно уже на этапе разработки отметить корректное поведение элементов управления на панели при масштабировании, а также то, что размер компонента нельзя сделать менее чем 100х100.

Теперь полезно будет запустить весь проект на выполнение, попробовать вводить данные в однострочный редактор текста и нажимать кнопку. При этом ничего в список не добавляется. И не удивительно, что нигде в нашем компоненте не указано, что надо делать при нажатии кнопки. Для того чтобы сделать обработчик события, связанного с нажатием кнопки, можно поступить, как при написании компонента TbuttonBeep, то есть определить новый класс ‑ потомок TButton и переписать метод Click. Однако определение нового класса требует системных ресурсов (размножаются виртуальные методы). Если мы отметим компонент на форме и посмотрим на инспектор объектов, то обнаружим, что компонент TlistAdd экспонирует немного свойств и ни одного события, в том числе ни одного обработчика события кнопки OnClick. Поэтому то, что в прошлой главе мы отвергли как неправильный метод,– переопределение обработчика кнопки OnClick в данном случае применимо, поскольку программист не может в инспекторе объектов назначить новый обработчик. Итак, в секции private описываем заголовок нового метода:

Procedure BtClick(Sender:TObject);

В реализации конструктора TListAdd присваиваем этот обработчик обработчику событий FButton.OnClick:

FButton.OnClick:=BtClick;

И наконец, реализуем метод BtClick:

Procedure TListAdd.BtClick(Sender:TObject); begin if length(FEdit.Text)>0 then begin FListBox.Items.Add(FEdit.Text); FEdit.Text:=""; FEdit.SetFocus; end; end;

Сначала проверим, не пуст ли однострочный редактор: мы не будем добавлять в список пустые строки. Затем переносим содержимое редактора в список (FListBox.Items.Add(FEdit.Text);) и подготавливаем редактор к вводу следующего значения – а именно, очищаем его от текста (который уже перенесен в список) и переносим на него фокус ввода. Теперь после компиляции и запуска приложения можно убедиться, что оно работает корректно – при нажатии кнопки содержимое редактора переносится в список.

Добавление свойств и методов

Если рядом с компонентом TListAdd поместить компонент TPanel и сравнить показываемое в инспекторе объектов, то можно отметить, что для панели экспонируется достаточно большое количество свойств и событий, а для TListAdd – только несколько свойств. Между тем класс TCustomPanel является предком обоих компонентов. Для того чтобы понять причину, откроем модуль ExtCtrls.pas и рассмотрим разницу между классами TCustomPanel и TPanel. Можно отметить, что все методы и переменные, которые обеспечивают функциональность панели, определены на уровне класса TCustomPanel. В нем же определены и свойства, которые затем отображаются в инспекторе объектов для TPanel, только эти свойства определены в секции Protected. Реализация же класса TPanel чрезвычайно проста: в качестве предка определяется TCustomPanel, и свойства этого класса редекларируются, но уже в секции published. Становится понятно, что необходимо сделать в классе TListAdd для появления в инспекторе объектов свойств и методов класса TcustomPanel, а именно редекларировать свойства. В секции published класса TListAdd запишем:

Property Align; property OnMouseDown;

При редекларации свойства не требуется указывать его тип и ссылаться на переменные или методы чтения или записи свойства. После компиляции компонента через редактор пакетов в инспекторе объектов можно наблюдать появление свойства Align и события OnMouseDown. Таким образом, для потомков TCustom…-классов программист имеет возможность выбирать, какие свойства и события следует отображать в инспекторе объектов, а какие нет. Именно по этой причине TCustom…-классы рекомендуется использовать в качестве предков для создания компонентов.

Теперь рассмотрим, как можно ввести новое свойство (то, что мы делали выше –редекларация уже имеющихся свойств). В качестве подходящего свойства для отображения в инспекторе объектов можно использовать текст на кнопке: пусть программист, пользующийся компонентом TListAdd, самостоятельно меняет текст на этапе разработки. Попытка ввести новое свойство (назовем его BtCaption) с помощью объявления:

Property BtCaption:string read FButton.Caption write FButton.Caption;

приводит к ошибке при попытке компиляции компонента. Поэтому определим заголовки двух методов в секции private:

Function GetBtCaption:string; procedure SetBtCaption(const Value:string);

В секции published объявим свойство BtCaption:

Property BtCaption:string read GetBtCaption write SetBtCaption;

И наконец, реализуем два объявленных метода в секции реализации:

Function TListAdd.GetBtCaption:string; begin Result:=FButton.Caption; end; procedure TListAdd.SetBtCaption(const Value:string); begin FButton.Caption:=Value; end;

После компиляции компонента с помощью редактора пакетов в инспекторе объектов появляется новое свойство. Изменение значения этого свойства отражается прямо на этапе разработки.

Теперь определим новое событие. В данной задаче было бы разумным создать событие, позволяющее программисту, использующему данный компонент, анализировать текст перед занесением содержимого редактора в список и разрешить или запретить добавление текста в список. Следовательно, этот метод обязан в качестве параметра содержать текущее значение текста в редакторе и зависеть от логической переменной, которой программист может присвоить значение True или False. Кроме того, любой обработчик события в компоненте обязан зависеть от параметра Sender, в котором вызывающий его компонент передает ссылку на самого себя. Это необходимо делать потому, что в среде разработки Delphi один и тот же обработчик события может вызываться из нескольких различных компонентов и программист должен иметь возможность проанализировать, какой именно компонент вызвал обработчик. Итак, после слова type в секции interface перед определением TListAdd определяем новый тип метода:

Type TFilterEvent=procedure(Sender:TObject; const EditText:string; var CanAdd:boolean) of object;

FOnFilter:TFilterEvent;

И в секции published определяем свойство данного типа:

Property OnFilter:TFilterEvent read FOnFilter write FOnFilter;

При определении нового свойства ссылаемся на переменную FOnFilter, а не на методы – они здесь не требуются. Теперь, если скомпилировать компонент с помощью редактора пакетов, можно обнаружить появление в инспекторе объектов события OnFilter. Однако если мы назначим ему обработчик и запустим проект на исполнение, то он может не вызваться. Это происходит потому, что мы нигде его не вызвали в нашем компоненте. Подходящее место для вызова события OnFilter – обработчик события OnClick для FButton, который уже реализован. Поэтому мы изменим код реализации ранее определенного метода BtClick:

Procedure TListAdd.BtClick(Sender:TObject); var CanAdd:boolean; begin if length(FEdit.Text)>0 then begin CanAdd:=True; if Assigned(FOnFilter) then FOnFilter(Self,FEdit.Text,CanAdd); if CanAdd then begin FListBox.Items.Add(FEdit.Text); FEdit.Text:=""; FEdit.SetFocus; end else beep; end; end;

Итак, в приведенном выше фрагменте кода определяется логическая переменная CanAdd. При написании кода следует учитывать, что программист может не сделать обработчик события OnFilter. Поэтому устанавливаем значение переменной CanAdd по умолчанию равным True – все строки добавлять в список. Далее, перед вызовом FonFilter, следует проверить, а сделал ли программист обработчик события. Это достигается вызовом метода Assigned, который возвращает логическое значение. Для указателя вызов метода Assigned эквивалентен проверке P<>nil. Для метода объекта мы не можем использовать проверку FOnFilter<>nil, так как метод объекта характеризуется двумя адресами и такая проверка не будет разрешена компилятором. Но вызов метода Assigned прекрасно проверяет, был ли сделан обработчик события. Вышеприведенный код – абсолютно стандартный способ вызова обработчика событий из компонента.

Осталось протестировать обработчик события. Поместим два компонента TListAdd на форму, для одного разрешим добавление только целых чисел, а для другого – только слов, начинающихся с прописных английских букв. Соответственно код для обработчиков событий OnFilter будет выглядеть следующим образом:

Procedure TForm1.ListAdd1Filter(Sender: TObject; const EditText: String; var CanAdd: Boolean); var I,N:integer; begin Val(EditText,N,I); CanAdd:=I=0; end; procedure TForm1.ListAdd2Filter(Sender: TObject; const EditText: String; var CanAdd: Boolean); begin CanAdd:=False; if length(EditText)>0 then CanAdd:=(EditText>="A") and (EditText<="Z"); end;

Код прост для понимания, единственным его нюансом является проверка того, что текст представляет собой не пустую строку, перед проверкой первой буквы текста в обработчике события ListAdd2Filter. Проведение такой проверки обязательно: строки в Object Pascal ‑ это объекты, и пустой строке соответствует nil-указатель. При попытке проверить первую букву пустой строки приложение попытается дереференсировать nil, что приведет к возникновению исключения. В данном случае это не страшно: перед вызовом обработчика событий FOnFilter из компонента TListAdd проверяется строка на ненулевую длину. Однако для компонентов, исходный текст которых вам недоступен, такая проверка является обязательной!

Скрытие свойств в инспекторе объектов

Предположим, вы делаете компонент для доступа к данным, например, потомок класса TTable. Допустим, в этом компоненте анализируется список таблиц, имеющихся в базе данных, и по каким-либо признакам (например, наличие поля определенного типа и с определенным именем) выбирается одна для работы. Для нормальной работы компонента имя этой таблицы должно заноситься в свойство TableName. Но это свойство отображается в инспекторе объектов! Программист, использующий этот компонент, может изменить его значение на этапе разработки, что, предположим, сделает компонент неработоспособным. И он будет прав! Если какие-то из свойств или событий нельзя изменять, они должны быть скрыты.

Мы продолжим работу над компонентом TListAdd и в качестве модельной задачи уберем из инспектора объектов свойство Cursor. Это свойство определено в секции published в классе TСontrol и отображается в инспекторе объектов для TListAdd с самого начала разработки компонента. Исходя из этого можно попытаться переопределить данное свойство в секции protected. Компилятор разрешит такое переопределение, но к желаемому результату это не приведет: свойство Cursor как было, так и останется в инспекторе объектов… Любое свойство, будучи однажды определенным в секции published, будет всегда отображаться в инспекторе объектов для всех потомков данного класса.

Для скрытия свойства из инспектора объектов используем две возможности компилятора Delphi, а именно:

  1. При объявлении нового свойства с именем, совпадающем с именем уже имеющегося свойства, ранее определенное свойство «затеняется».
  2. Свойства, которые имеют доступ только для чтения или только для записи, не отображаются в инспекторе объектов, даже если они объявлены в секции published.

Перед началом работы по скрытию свойства Cursor полезно удалить компоненты TListAdd с формы, иначе может произойти исключение при чтении ресурса формы. Итак, в секции private объявляем переменную FDummy:integer (имя и тип переменной могут быть любыми) и в секции published определяем новое свойство:

Property Cursor:integer read FDummy;

Новое свойство обязано называться Cursor, тип его обязан совпадать с типом переменной, определенной выше, свойство должно быть только на чтение или только на запись. После компиляции компонента с помощью редактора пакетов следует вновь поместить компонент TListAdd на форму. Можно обнаружить, что свойство Cursor уже не отображается в инспекторе объектов.

Теперь немного усложним задачу. Предположим, необходимо, чтобы курсор был показан не в виде стрелки, а в виде песочных часов (crHourGlass). Для того чтобы изменить значение свойств по умолчанию, новое значение необходимо присвоить переменной в конструкторе. При попытке в конструкторе присвоить новое значение Cursor

Cursor:=crHourGlass;

компилятор Delphi выдаст диагностическое сообщение о том, что нельзя назначить новое значение переменной, предназначенной только для чтения. Если сделать новое свойство «только для записи», то компилятор выдаст уже другое диагностическое сообщение – о несопоставимых типах данных. Если же объявить переменную FDummy:TCursor и сделать ее доступной только для записи, то компилятор разрешит данное присвоение, но при этом вид курсора не изменится: он по-прежнему будет стрелкой.

Тривиальное решение данной проблемы – объявить класс-потомок TCustomPanel, в конструкторе которого нужно присвоить новое значение переменной Cursor, а от него уже производить наш компонент TListAdd. У такого решения имеется два недостатка:

  1. Оно ресурсоемко – размножаются виртуальные методы.
  2. Свойство мы прятали в инспекторе объектов от программиста, который будет использовать данный компонент. Мы же хотим работать с данным свойством.

Поэтому решение данной задачи выглядит следующим образом: в конструкторе TListAdd объявляем оператор:

Inherited Cursor:=crHourGlass;

и все! Этого достаточно для изменения курсора.

Ранее мы пользовались служебным словом inherited только для вызова метода предка. Данная конструкция позволяет глубже понять значение inherited как обращение к классу-предку. Можно обращаться и к свойствам, и к методам. При обращении к свойству его можно как читать, так и присваивать ему новое значение; при этом служебное слово inherited стоит слева от знака присваивания. Аналогично можно вызывать скрытые методы предка. Обращения по иерархии выше, чем класс-предок, запрещено - конструкция

Inherited inherited Cursor:=crHourGlass;

не будет скомпилирована.

На этом будем считать данный проект завершенным. В новом компоненте мы перехватили сообщение, редекларировали свойства, добавили новые свойства и события, спрятали ранее объявленное свойство. Все эти способы применяются для создания компонентов. Ниже мы рассмотрим еще один интересный способ.

Использование Hook-процедур для создания компонентов

Ранее уже упоминалось, что каждый потомок TWinControl имеет процедуру, которая принимает и обрабатывает сообщения. Если имеется ссылка на дескриптор окна (HWND), то можно определить адрес этой процедуры и, что более важно, подменить этот адрес и таким образом обрабатывать получаемые сообщения своим способом. Как правило, никто не пишет полностью обработчики всех сообщений; чаще вызывается старый метод по умолчанию. При этом новая процедура используется как фильтр: при поступлении какого-либо события выполняется код. Фактически это «шпион» в TwinControl: нас уведомляют о приходе какого-либо сообщения и можно выполнить какой-либо код. При правильной реализации Hook-процедуры TWinControl продолжает работать как обычно, не подозревая, что своими сообщениями он делится с кем-то еще.

Hook-процедура определяется следующим образом:

Procedure(var Message:TMessage) of object;

Она зависит от переменной типа TMessage, в которой содержится вся информация о сообщении. Но определить эту процедуру – недостаточно. Она должна копироваться для каждого TWinControl, к которому будет присоединена. Это достигается вызовом WinAPI-метода MakeObjectInstance. В качестве параметра этот метод принимает метод объекта, делает его копию в памяти и возвращает адрес нового метода. Понятно, что при этом резервируются системные ресурсы, которые необходимо вернуть системе. Это достигается вызовом метода FreeObjectInstance.

Еще одно важное условие: перед разрушением TWinControl должна быть восстановлена связь со старой процедурой обработки сообщений, иначе ресурсы не будут возвращены системе. Значит, придется запоминать указатель на старую процедуру, который можно узнать вызовом метода Win API GetWindowLong с параметром GWL_WNDPROC. Этот указатель будет использоваться также для вызова обработчиков событий TWinControl по умолчанию. Обратный метод - SetWindowLong - используется для установки Hook-процедуры.

Итак, сформулируем задачу для следующего упражнения. Предположим, мы хотим создать компонент, который будет заставлять пищать при нажатии кнопки мыши другие компоненты – потомки TWinControl. Понятно, что данный компонент не следует показывать во время выполнения приложения, поэтому в качестве его класса-предка выберем TComponent. Имя класса определим как TBeepWnd. В секции private определим три переменные:

FOldProc,FNewProc:pointer; FControl:TWinControl;

Из названий ясно, что мы будем запоминать ссылку на старую процедуру в переменной FOldProc, ссылка на новую процедуру (после выполнения метода MakeObjectInstance) будет храниться в переменной FNewProc. И в переменной FControl будем сохранять ссылку на элемент управления, на который в данный момент «повешена» Hook-процедура. Определим три метода в этой же секции:

Procedure HookProc(var Message:TMessage); procedure HookWindow(W:TWinControl); procedure UnhookWindow;

и в секции implementation реализуем их:

Procedure TBeepWnd.HookProc(var Message:TMessage); begin case Message.Msg of WM_LBUTTONDOWN:begin {Our task} Beep; Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); end; WM_DESTROY:begin {When window is about destroying, remove hook} Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); UnhookWindow; end; {Call default handler} else Message.Result:=CallWindowProc(FOldProc, FControl.Handle, Message.Msg, Message.WParam, Message.lParam); end; end;

В самой Hook-процедуре перехватывается сообщение, на которое происходит реакция – WM_LBUTTONDOWN. Кроме того, любая Hook-процедура обязана обрабатывать сообщение WM_DESTROY. Это последнее сообщение, которое передается окну перед тем, как оно будет разрушено. Наша реакция – восстановить предыдущий метод вызовом описанного ниже метода UnhookWindow. И наконец, везде вызываются обработчики сообщений по умолчанию посредством метода CallWindowProc. Забыть обработчик события по умолчанию – то же самое, что забыть inherited в обработчике события, в 80% случаев это приведет к некорректному поведению приложения. Ни в коем случае нельзя забывать присваивать результат вызова метода CallWindowProc полю Result переменной Message! Код в этом случае работать не будет!

Procedure TBeepWnd.HookWindow(W:TWinControl); begin if csDesigning in ComponentState then begin {Checking if component at design or run-time} FControl:=W; Exit; end; if FControl<>nil then UnhookWindow; {Remove hook if it was previously installed} if W<>nil then begin FOldProc:=pointer(GetWindowLong(W.Handle,GWL_WNDPROC)); {Determines address of old procedure} FNewProc:=MakeObjectInstance(HookProc); {Make copy in memory} SetWindowLong(W.Handle,GWL_WNDPROC,integer(FNewProc)); {Set new procedure} end; FControl:=W; {Store reference at control} end;

Этот метод используется для установки новой процедуры обработки сообщений. Сначала проверяется, на каком из этапов находится данный компонент: на этапе разработки или на этапе выполнения. Если компонент находится на этапе разработки, то есть выставлен флаг csDesigning в свойстве ComponentState, то сохраняется просто ссылка на компонент без установки Hook-процедуры. Это сделано для того, чтобы избежать установки Hook-процедуры на среду разработки Delphi. Если ранее эта процедура была установлена на другом элементе управления, она снимается посредством вызова метода UnhookWindow. После этого запоминается адрес старой процедуры (GetWindowLong), делается копия в памяти новой процедуры (MakeObjectInstance) и выставляется адрес новой процедуры (SetWindowLong). Используется приведение типов от integer к pointer, и наоборот – вызываемые методы требуют (или возвращают) переменные не совсем подходящих типов. И наконец, ссылка на элемент управления запоминается в переменной FControl, которую мы определили в секции private.

Procedure TBeepWnd.UnhookWindow; begin if (FControl=nil) or (FOldProc=nil) or (FNewProc=nil) then Exit; {No hook was installed} SetWindowLong(FControl.Handle,GWL_WNDPROC,integer(FOldProc)); {Set old window procedure} FreeObjectInstance(FNewProc); {Free resources} FControl:=nil; {Initiate variables} FOldProc:=nil; FNewProc:=nil; end;

Данный метод восстанавливает старый обработчик события. Он вызывается из метода HookProc и должен еще вызываться из деструктора компонента – снимать Hook необходимо как при разрушении окна, так и при разрушении данного компонента. Метод SetWindowLong c адресом старого метода восстанавливает старый обработчик сообщений. После этого следует вернуть ресурсы системе вызовом метода FreeObjectInstance.

Итак, базовые методы для работы с Hook-процедурой определены. Теперь необходимо переписать деструктор, чтобы Hook-процедура снималась при разрушении данного компонента:

Destructor TBeepWnd.Destroy; begin UnhookWindow; inherited Destroy; end;

И наконец, в секции published определим свойство, которое будет отображаться в инспекторе объектов:

property Control:TWinControl read FControl write HookWindow;

Для установки нового компонента ссылаемся на ранее определенный метод, который во время выполнения приложения немедленно «повесит» Hook-процедуру на компонент, который станет пищать при нажатии кнопки. Напомним, что вместо оператора Beep можно написать любой исполняемый код.

Тестируется компонент достаточно просто: ставится на форму, на которую ставятся и несколько компонентов-потомков TWinControl. После выбора на фоне компонента TBeepWnd при щелчке мышью в инспекторе объектов на поле Control разворачивается список, в котором присутствуют все определенные на форме TWinControl. Следует выбрать один из них и запустить приложение. При нажатии левой кнопки мыши на выбранном компоненте он издает писк.

Редакторы свойств и редакторы компонентов

Все, о чем рассказывалось в предыдущих разделах, относится к созданию кода приложения, которое будет распространяться для пользователей. Однако среда разработки Delphi позволяет модифицировать саму себя. Для этого не требуется знаний специального языка, поскольку все методы для изменения среды разработки пишутся на Delphi. Здесь эти методы, а именно редакторы свойств и редакторы компонентов, рассмотрены частично ‑ в плане создания инструментов для работы с компонентами. При чтении материалов данного раздела следует четко понимать, что конечный пользователь, работающий с вашим приложением, никогда не увидит ни редактора свойств, ни редактора компонентов – они создаются для программистов и работают только в среде разработки Delphi.

Редакторы свойств

Во время разработки приложения свойства отображаются в инспекторе объектов. Обратите внимание: свойства в инспекторе объектов редактируются по-разному. Некоторым свойствам (Width, Caption) можно определить только новое текстовое значение. Свойство типа Cursor предоставляет раскрывающийся список, щелкнув по которому можно выбрать значение. Свойство типа TFont имеет знак «+» слева; при щелчке по нему оно разворачивается, давая возможность модифицировать отдельные поля. Кроме того, справа имеется кнопка с тремя точками (elliptic button), при щелчке на которой появляется диалог редактора свойств.

Каждое из вышеперечисленных свойств имеет свой редактор, и большим преимуществом среды разработки Delphi является возможность создать свои редакторы свойств. Новые редакторы свойств довольно часто встречаются среди распространяемых компонентов. Но к ним надо относиться осторожно: первоначально выполнить тесты на компьютере, где при необходимости можно повторно инсталлировать Delphi. Как правило, они создаются квалифицированными программистами и претензий к коду не бывает, но часто забывают включить в распространяемый редактор свойств какую-либо DLL. После инсталляции такого редактора мы получаем ряд свойств, которые невозможно редактировать, – старый редактор перекрыт, а новый не работает…

Перед созданием нового редактора свойств имеет смысл подумать, стоит ли это делать, – среди стандартных редакторов, вероятно, можно найти подходящий. Если же придется делать редактор свойств, необходимо соблюдать правило: следует избегать создания редакторов для стандартных типов данных (integer, string и др.). Другие программисты привыкли к стандартным редакторам, и ваш может им не понравиться. Следовательно, придется проявить скромность и регистрировать редактор для своего класса, а не для класса TComponent. Если ваш редактор свойств понравится программистам, большинство из них смогут сами изменить регистрацию так, чтобы редактор работал для всех компонентов. Вопрос регистрации редактора мы обсудим ниже.

Итак, поставим модельную задачу, для реализации которой необходимо будет реализовать редактор свойств. Предположим, какой-либо компонент имеет свойство ‑ день недели. В принципе, для ввода дня недели можно воспользоваться стандартным редактором с выпадающим списком. Однако мы хотим, чтобы программист на этапе разработки мог вводить день недели, задавая либо его порядковый номер (1 ‑ понедельник, 2 ‑ вторник и т.д.), либо текст на национальном или английском языке. При вводе текста допускается смешение прописные и строчные букв.

Прежде всего необходимо создать компонент, в котором будет храниться день недели. Создадим новый компонент вызовом команды Component/New component. В качестве класса-предка выберем TComponent и дадим новому классу имя TDayStore. После этого установим компонент в палитру. Теперь надо решить, в каком виде хранить день недели. Ясно, что для однозначной идентификации и экономии ресурсов его следует хранить в виде целого числа с допустимыми диапазонами 1‑7. Однако, если мы собрались создавать редактор свойств, следует вспомнить правило о несоздании новых редакторов для уже имеющихся типов. Поэтому определим новый тип – TDayWeek, причем все операции с ним будем производить как с целыми числами. Определим переменную FDay в секции private компонента. Поскольку эта переменная будет инициализироваться значением 0 при отработке конструктора по умолчанию, а это число находится за пределами допустимых значений, необходимо переписать конструктор. В заключение определим свойство DayWeek в секции published для отображения его в инспекторе объектов. Окончательный вариант компонента выглядит следующим образом:

Type TDayWeek=type integer; TDayStore = class(TComponent) private { Private declarations } FDay:TDayWeek; protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner:TComponent); override; published { Published declarations } property DayWeek:TDayWeek read FDay write FDay; end; … implementation constructor TDayStore.Create(AOwner:TComponent); begin inherited Create(Aowner); FDay:=1; end;

Следует обратить внимание на редкую конструкцию определения нового типа

TDayWeek=type integer;

Таким образом, вводится новый тип данных, который имеет тот же размер, что и тип integer, все операции над этим типом данных осуществляются как с целыми числами. Смысл этой операции – объявить новый тип данных, чтобы наш редактор свойств был применим именно к нему и не затрагивал другие типы данных.

Теперь создадим редактор свойства TDayWeek. Для этого к имеющемуся проекту добавим новую форму, запомним ее под каким-либо подходящим именем (DayPropE.pas) и исключим из проекта. После этого откроем форму как отдельный файл и будем реализовывать в ней редактор свойств. На первом этапе форма нам не понадобится, но позднее мы реализуем на ней диалог.

Модуль для создания редакторов свойств называется DsgnIntf.pas (Design Interface), в нем определены базовый класс TPropertyEditor и классы-потомки, предназначенные для редакции стандартных свойств – TIntegerProperty, TFloatProperty, TStringProperty и др. Механизм работы редакторов свойств заключается в следующем:

  1. Он регистрируется в среде разработки Delphi вызовом метода RegisterPropertyEditor. В качестве параметров этот метод принимает следующие значения:

    a) информация о типе свойств, для редакции которых предназначен данный редактор. Из-за наличия этой информации нам пришлось определять новый тип TDayWeek;

    b) информация о компоненте, в котором применим данный редактор. Редактор будет вызываться не только для указанного компонента, но и для всех его потомков. Если установить это значение TComponent, редактор будет вызываться для любого компонента;

    c) имя свойства, для которого используется данный редактор. Если имя – пустая строка, используются два вышеупомянутых фильтра;

  2. Вызывается метод GetValue, когда необходимо считать текущее значение свойства из компонента. Этот метод для любого свойства возвращает строку, которая помещается в инспекторе объектов.
  3. Вызывается метод SetValue, когда программист ввел новое значение свойства в инспекторе объектов. В качестве параметра передается новая строка. В методе она должна быть проанализирована и приведена к типу редактируемого свойства.

Методы GetValue и SetValue являются виртуальными, при их переписывании создаются новые редакторы свойств. Итак, теперь можно начать создание нового редактора свойств.

Сошлемся в секции uses модуля DayPropE.pas на модуль DsgnIntf и определим в секции Interface новый класс:

Type TDWPropED=class(TPropertyEditor) public function GetValue:string; override; procedure SetValue(const Value:string); override; end;

В секции реализации следует реализовать оба этих метода. При этом нам дополнительно потребуется список названий дней недели – в начальной постановке задачи требуется, чтобы программист имел возможность вводить день недели:

Const DayWeek:array of string = ("Понедельник", "Вторник", "Среда", "Четверг", "Пятница", "Суббота", "Воскресенье"); DayWeekEn:array of string = ("Monday", "Tuesday", "Wednesday", "Thursday", "Friday", "Saturday", "Sunday");

Дата публикации

Не все формы нужно создавать при запуске приложения. Некоторые лучше создавать в процессе работы программы.

В каком случае форму лучше создавать динамически?

Я бы выделил два основных момента.

  1. Если форма используется редко и велика вероятность того, что её вообще не вызовут. Примером может быть окно "О программе".
  2. Если количество экземпляров нашего окна может быть больше одного.

Как создать форму динамически, я как всегда представлю на примере.

Пример динамического создания формы.

  1. Нажмите пункт главного меню "File".
  2. Затем new.

Программа сама набросала класс будущей формы. Т.к. создавать окно мы будем по нажатию кнопки, предлагаю удалить следующие строки кода.

var Form2: TForm2; // Если Вы дали форме имя, то этот участок кода будет разниться

Объявление мы организуем локально, внутри обработчика кнопки. Сохраним получившийся модуль.

Теперь возвращаемся к главный форме. Подключим к ней только что созданный модуль: File->Use Unit...-> Выбираем нужный (Можно просто приписать в разделе Uses).

Создадим две кнопки. Создавать новое окно мы будем двумя различными способами:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Form2:= TForm2.Create(Application); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 1"; Form2.Show; end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Application.CreateForm(TForm2,Form2); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 2"; Form2.Show; end;

Вот, все очень просто, если же у Вас остались какие-то вопросы - пишите в комментарии. Буду раз ответить.

Перед созданием своего компонента нужно выбрать для него предка. Кто же может быть предком для вашего компонента?

Как правило, используются в виде предков TComponent, TControl, TWinControl, TGraphicControl, TCustomXXXXXX, а также все компоненты палитры компонентов.
Возьмем для примера компонент TOpenDialog, который находится на странице Dialogs палитры компонентов. Он хорошо справляется со своей задачей, но у него есть одно маленькое неудобство. Каждый раз, когда его используешь необходимо каждый раз изменять значение свойства Options. И причем это, как правило, одни и те же действия.
OpenDialog1.Options:= OpenDialog1.Options + ;

чтобы файл, который мы пытаемся открыть с помощью этого диалогового окна, действительно существовал на диске.
Задание для себя мы уже выбрали, осталось за малым - создать компонент. Заготовку для компонента создаем, выбирая из меню команду Component/New Component... и в диалоговом окне выбираем
Ancestor type: TOpenDialog
Class Name: TOurOpenDialog
Palette Page: Our Test
Нажали Ok и у нас появился шаблон нашего будущего компонента.

Переопределяем конструктор у этого компонента, т.е. в секции public вставляем строку:

constructor Create(AOwner: TComponent); override;

нажатие на этой строке Ctrl + Shift + C создает шаблон для этого метода, внутри которого мы вставляем такие строки:

inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор}
Options:= Options + ; {Выполняем необходимые нам действия}

Обратите внимание: Комбинации клавиш Ctrl + Shift + стрелки вверх/вниз позволяют перемещаться между объявлением метода и его реализацией.

Установка созданного компонента Component/Install Component...
Install Into New Package
Package file name: C:Program FilesBorlandDelphi4LibOurTest.dpk
Package description: Our tested package

Вам не нравится, что у нашего компонента иконка такая же как у стандартного? Тогда создадим для него свою собственную.
Для этого нам необходимо вызвать Tools/Image Editor. Создаем новый *.dcr файл.
Вставляем в него рисунок Resource/New/Bitmap. Устанавливаем размер картинки 24x24 точек. А дальше - ваше творчество...
Обратите внимание: цвет точек, совпадающий с цветом точки в левом нижнем углу рисунка, будет считаться ПРОЗРАЧНЫМ!
После того как вы создали свой рисунок, переименуйте его из Bitmap1 в TOurOpenDialog и сохраните файл с именем OurOpenDialog.dcr.
Удалите компонент из пакета и установите его снова (только в этом случае добавится и ссылка на *.dcr файл).
Compile, Install и удачи!

unit OurOpenDialog; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TOurOpenDialog = class (TOpenDialog) private { Private declarations } protected public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override ; published end ; procedure register ; implementation procedure register ; begin RegisterComponents("Samples", ); end ; { TOurOpenDialog } constructor TOurOpenDialog.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор} Options:= Options + ; {Выполняем необходимые нам действия} end ; end .

Объявление компонента состоит из секций, таких как private, protected, public и published . Что они означают?
Это директивы видимости.
Все что объявлено в секции private , доступно только внутри модуля в котором объявлен класс (приватные объявления). Здесь как правило объявляются переменные, в которых хранятся значения свойств, а также методы (процедуры или функции) доступа к ним.
Все что объявлено в секции protected , доступно как и в секции private, а также наследникам данного класса (интерфейс разработчика).
Здесь можно объявить методы доступа к значениям свойств (если вы хотите позволить изменять эти методы потомкам вашего компенента),
а также свойства, методы и события (методы реакции на события) в компонентах типа TCustomXXX.
Все что объявлено в секции public , доступно любому пользователю компонента (интерфейс этапа выполнения).
Здесь объявляются, как правило методы. В секции published можно объявлять только свойства и события (они объявляются в виде свойств).
Они доступны во время проектирования приложения (интерфейс этапа проектирования).

Свойства

Свойства типа масив - обычные массива Object Pascal, но в отличии от последних могут индексироваться не только числовыми значениями но и строковыми. К сожалению этот тип свойства требует пользовательского редактора свойств (в инспекторе объектов редактор свойства имеет кнопку с тремя точками [...]), по-этому в указанном ниже примере свойство ArrayProp объявлено в секции public .

type TOurComponent = class (TComponent) private { Private declarations } FArrayProp: array of integer; function GetArrayProp(aIndex: integer): integer; procedure SetArrayProp(aIndex: integer; const Value: integer); protected { Protected declarations } public { Public declarations } property ArrayProp: integer read GetArrayProp write SetArrayProp; published { Published declarations } end ;

Спецификаторы свойств

Спецификатор default указывает сохранять значение свойства в файле формы или нет. Если значение свойства совпадает со значением default - значение в файле формы не сохраняется, если значения не равны - сохраняется. Это можно проверить, положив компонент на форму и выбрать правой кнопкой мыши пункт меню "View as Text". Default не устанавливает первоначальное значение свойства к указанному. Это необходимо сделать в конструкторе компонента.

unit OurComponent; interface uses Windows, SysUtils, Classes, Graphics, Forms, Controls; type TOurComponent = class (TComponent) private { Private declarations } FMyInteger: Integer; protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override ; published { Published declarations } property MyInteger: Integer read FMyInteger write FMyInteger default 10; end ; implementation constructor TOurComponent.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); FInteger:= 10; end ; end .

Спецификатор nodefault отменяет заданное по умолчанию значение свойства. Этот спецификатор, как правило, используется для отмены заданого по умолчанию значения унаследованного свойства.
Например: property AutoSize nodefault ;

Спецификатор stored указывает когда сохранять в файле формы значение свойства. После stored может стоять true (всегда сохранять), false (никогда не сохранять) или название функции, которая возвращает логический результат.

property OneProp: integer read FOneProp write SetOneProp stored False; property TwoProp: integer read FTwoProp write SetTwoProp stored True; property ThreeProp: integer read FThreeProp write SetThreeProp stored Fuct;

И последнее:
Чтобы добавить картинку в компонент для демонстрации в панели компонентов надо: - создать ее размером 24*24 с именем файла.dcr (в ресурсе имя картинки равно имени компонента, заглавными буками)
- картинку положить рядом с компонентом.

Часто, при работе с большим количеством файлов или просто для упорядочения, необходимо распределение файлов по отдельным каталогам и подкаталогам. Для автоматизации процесса, удобно, чтобы программа могла, при необходимости, самостоятельно создавать нужные ей директории для хранения файлов. В Delphi имеется набор функций для обеспечения данной задачи.

Создание папки

Создать папку в Delphi можно воспользовавшись функцией CreateDir или процедурой MkDir . Так же можно воспользоваться функцией ForceDirectories. Первые две команды корректно выполняют создание одной новой папки. Отличия же в том, как они себя ведут в случае если создать папку невозможно.

ForceDirectories(ExtractFilePath(Application.ExeName) + "/folder1/folder2/newfolder" );

Удаление папки

При удалении папки, важно учитывать есть ли в ней вложения или нет. Если папка пуста, то используется функция RemoveDir , в которой аналогично созданию, указывается путь к удаляемой папке. Функция при своем выполнении так же возвращает True, если удаление успешно и False, если удалить не удалось.

if RemoveDir("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );

Если же папка не пуста, то можно использовать пользовательскую функцию, которая будет последовательно удалять все вложенные файлы, а затем и пустые папки. Для среды Delphi 2010, можно воспользоваться следующим методом:

TDirectory.Delete("myfolder" , True);

При этом, в разделе описаний должна быть добавлена библиотека IOUtils.

uses IOUtils;

Если же такой возможности нет, стоит использовать следующую функцию, описанную еще в DelphiWorld. В параметре указывается путь к удаляемой папке. При успешном удалении (включая все вложения), функция вернет значение True, если удаление не удалось, вернет False.

// Функция удаления директории с вложениями.
function MyDirectoryDelete(dir: string): Boolean;
var
fos: TSHFileOpStruct;
begin
ZeroMemory(@fos, SizeOf(fos));
with fos do begin
wFunc:= FO_DELETE;
fFlags:= FOF_SILENT or FOF_NOCONFIRMATION
pFrom:= PChar(dir + #0);
end ;
Result:= (0 = ShFileOperation(fos));
end ;

// Вызов функции удаление в программе.
begin if MyDirectoryDelete("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );
end ;

В раздел описаний здесь необходимо добавить библиотеку ShellApi.

uses
ShellApi;

Проверка существования директории

Для проверки наличия директории используется функция DirectoryExists . В параметре так же указывается полный или относительный путь к папке. Если заданная папка существует, функция вернет True, в обратном случае False.

if DirectoryExists("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка существует." )
else
ShowMessage("Такой папки нет." );

Похожие публикации